1
Сценарий фильма писался под Юрия Никулина (он должен был играть царя), что совсем неудивительно. Однако Никулин неожиданно отказался, так как пребывал в полнейшей уверенности, что кино по такому сценарию никакой худсовет не допустит до советских экранов.
2
Аналогичная неудача постигла и первоначальную задумку со вступительной песней «С любовью встретиться». Ее тоже писали под конкретного человека — для Софии Ротару. И даже сделали запись, но выяснилось, что Ротару исполняет вещь не по-комедийному серьезно и патетично. В итоге в финальной записи звучит голос Нины Бродской.
3
Хорошо известны гонорары, которые получили за картину основные участники съемок. Леонид Гайдай за постановку и сценарий получил в кассе киностудии 8 тысяч рублей, Леонид Куравлев — 2312 рублей, Юрий Яковлев — 4350, Александр Демьяненко — 1663 рубля. То есть актер, изображавший Шурика, заработал годовую зарплату инженера НИИ.
4
В Советском Союзе продавались бытовые 8-мм кинопроекторы для сумасшедших энтузиастов кино. И при должном везении можно было купить пленку с каким-либо мультфильмом или немой короткометражкой (звук уже был непозволительной роскошью).
Для расширения скудного ассортимента 8-мм фильмов была создана специальная версия фильма Гайдая, но звалась она не «Иван Васильевич меняет профессию», а «Черные перчатки». Звука не было, продолжительность картины сократилась до 12 минут, и речь шла исключительно о похождениях вора Жоржа Милославского.
5
В роли Милославского поначалу не видели никого, кроме Андрея Миронова. Однако после кинопроб худсовет решил, что Миронов слишком выбивается из настроя фильма и никак не сочетается с персонажем Яковлева. Стали рассматривать других кандидатов (в их числе Вячеслав Невинный), пока всех не устроил Куравлев.
6
У актрисы Нины Масловой в самый разгар съемок образовался синяк под глазом, поэтому на сцене пира ей все время приходилось опускать глаза. Как ни странно, это пошло фильму на пользу и добавило изрядного комедийного кокетства.
7
Хотя что там синяк! Актрису Наталью Крачковскую так и вовсе чуть в могилу не свели. Несмотря на высотобоязнь, ей предстояло по сюжету перелезть со своего балкона на соседний, чтобы достать своего спятившего «мужа». Гайдай убедил актрису в полной безопасности трюка и заверил, что ее будут страховать. Но уже в процессе перелезания Крачковская глянула вниз, поняла, что никто ее ловить не собирается, и в итоге чуть не сорвалась. Ее успели подхватить, втащили обратно на балкон, а рискованную сцену из фильма вычеркнули.
8
Хотя фильм и пострадал от ножниц цензуры, но не так сильно, чтобы из-за этого можно было переживать и убиваться. Самым крамольным моментом худсовет признал диалог с лжецарем: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» В исходной версии в ответ звучало: «Народ, батюшка, народ». Но, согласно ценным указаниям свыше, ответ заменили на нейтральный: «Во всяком случае, не мы!»
9
Приближенные к Леониду Гайдаю люди говорили, что у него был свой съемочный талисман — черная кошка. Режиссер верил в мистическую силу черных кошек, поэтому мы постоянно видим их в его картинах. А еще в качестве ритуала перед началом съемок Гайдай обязательно разбивал на счастье тарелку.
10
Макет машины времени создавало специально нанятое конструкторское бюро. Они выдали невероятно сложный проект, глядя на который зритель бы точно не поверил, что такую машину дома собрал советский инженер-одиночка. Проект передали другому человеку — как ни странно, скульптору Вячеславу Почечуеву. Его машина пришлась ко двору, и он получил честно заработанные 40 рублей. Однако, что самое забавное, в ведомости кассиры написали: «Деньги выданы за изобретение машины времени».