«Мосфильм»
Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» кажется вечным логотипом студии «Мосфильм». Это не так.
Правда в том, что знаменитый памятник открылся для публики в 1937 году. Сама же студия свой первый фильм выпустила куда как раньше — в 1924-м, он назывался «На крыльях ввысь». Фирменной заставки у кинофабрики не было; как правило, на экран выводились титры с надписью «Производство киностудии „Мосфильм“».
Идея сделать рабочего с колхозницей логотипом «Мосфильма» возникла далеко не сразу. После Великой Отечественной войны студия объявила конкурс на лучшую символику. Тогда и победил узнаваемый образ с монумента Мухиной.
Мухина лично изваяла уменьшенный макет статуи и передала его в «Мосфильм». Его-то и снимали с разных ракурсов, с декором и красивыми подсветками.
Первой лентой с новой (и теперь уже вечной) заставкой стала музыкальная комедия «Весна» 1947 года.
«Ленфильм»
История логотипа старейшей российской кинокомпании практически повторяет судьбу московской. С некоторыми нюансами.
О том, что «Ленфильм» нуждается в собственном логотипе-заставке, начали говорить с 50-х годов, когда это уже сделали конкуренты из столицы. Устраивали конкурсы, придумали одну временную эмблему, однако в целом проблема оставалась нерешенной.
После долгих дискуссий выбрали в качестве символа скульптуру «Медного всадника». Только вот скульптор — француз Этьен Фальконе — был к тому моменту мертв полторы сотни лет, если не больше. Так что вариант с авторской миниатюрой, как в деле «Мосфильма», отпадал.
Работу поручили оператору и создателю спецэффектов Эдгару Штырцкоберу. Он снял на пленку городской памятник в удачных, по его мнению, ракурсах, а далее в студии уже была проделана огромная ручная работа по наложению лучей, теней и рельефов.
Первое появление на экране — в картине «В городе С.» по Чехову, 1966.
Уже в наше время был сделан ремастер заставки: создатели спецэффектов произвели 3D-сканирование все того же памятника Петру Первому на Сенатской площади и пустили в дело.
Paramount Pictures
Первоначально студия называлась Famous Players Film Company, была основана в Голливуде в 1912 году и пребывает там физически и юридически по сей день, что редкость. Слово Paramount появилось в названии компании в 1927 году вследствие большой цепочки слияний и ребрендингов.
Что делает гора на логотипе кинокомпании — остается загадкой, покрытой тайной. Известно лишь, что один из основателей киноартели, Уильям Ходкинсон, подглядел необычайно волнительный горный массив в Юте, где прошло его детство, и попросил его зарисовать. В связи с тем, что лого Paramount постоянно перерисовывалось, с годами сходство было утеряно.
В 1986 году художник Дарио Кампаниле попытался вернуть первоначальный образ в строй. Обратившись к оригиналу, горе Бен-Ломонд в Юте, он изобразил самую знаменитую теперь версию пейзажа. Получилось великолепно. Сперва новую гору использовали на юбилейных торжествах, а затем перенесли и в официальный брендбук Paramount.
Walt Disney
На первых порах, как ни странно, студия Диснея не отличалась особым креативом в выборе заставок и логотипов. Перед мультфильмом обычно появлялась физиономия Микки Мауса, менялись лишь сопроводительные надписи.
Привычный всем нам замок возник в разгар видеоэпохи — в 1985 году. Это стилизованное изображение дворца Спящей Красавицы — самой старой постройки в Диснейленде, открытой для публики с 1955 года. То есть ровно тридцать лет понадобилось, чтобы перенести ее на логотип. Также в заставке можно разглядеть элементы дворца Золушки, который был возведен в 1971 году.
«olumbia Pictures
Cohn-Brandt-Cohn Film Sales — такое название носила киностудия со дней основания. А так как ее фильмы в основном были примитивны и дешевы, то в народе стало гулять обидное прозвище Corned Beef and Cabbage («Солонина и капуста»).
Пришлось заниматься ребрендингом, и в 1924 году отцы-основатели придумали куда более духоподъемное и благородное Columbia Pictures Corporation. Тогда же было принято решение ассоциировать бренд с гордым женским образом Америки, каковым явилась дама с факелом. Какая именно живая модель послужила образом для логотипа — вопрос, поначалу не имевший ответа.
В 1962 году в мемуарах великой актрисы Бетт Дейвис появилось утверждение, что факелоноска была срисована с актрисы Клаудии Делл. Позднее, в 1987 году, журнал People Magazine назвал другое имя — Амелия Бэчлер. Уже в наш век всплыло и третье имя — Джейн Бартоломью.
Специалисты полагают, что все три ответа в какой-то мере верны, ибо и логотип, и заставка Columbia Pictures с годами претерпевали ощутимые изменения.
В 1993 году, то есть уже после поглощения компанией Sony, появилась последняя версия образа дамы с факелом. Изображение создал дизайнер Майкл Дж. Деас, используя реальную фигуру знакомой скульпторши и сгенерированное на компьютере лицо.
Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
На финал оставим самое вкусное — наиболее запоминающуюся заставку в истории кинематографа. С животным, да еще натурально и пугающе рычащим. Признайся, ты хоть раз вздрагивал при его появлении?
Хотя, конечно, надо иметь в виду, что в год рождения компании — 1924-й — звуковое кино еще не было нормой. Мало того, считается, что MGM последней из голливудских корпораций перешла в звуковой формат. Так что лев научился рычать не сразу.
В том же году пиарщик студии Говард Дитц придумал логотип «Лев Лео», на основе символа его университетской спортивной команды. Идея мгновенно прижилась, и с ней ни разу не расставались.
Впрочем, сами львы менялись неоднократно. Ничто не мешало использовать настоящих львов, тем более что в ту эпоху в Голливуде постоянно снимали пеплумы и религиозные эпосы с их участием.
Лев по кличке Слэтс был символом немой эпохи MGM. А Джеки стал первым рычащим львом,— его научили рычать даже на немых фильмах, просто включая фонограмму в кинозале в момент появления заставки. Этот же Джеки успел появиться и в цветных кинолентах. Самым знаменитым львом стал Таннер, ведь он ассоциируется с золотой эпохой Голливуда. Хотя его и сменили Джордж (ненадолго) и Лео (кажется, навсегда).