Отдел культуры в редакции MAXIM давно подозревает, что существенную часть кинофильмов Голливуда спонсирует церковь. В некоторых случаях факт совершенно очевиден — как с ветхозаветной фантазией «Ной» Даррена Аронофски или ремейком пеплума «Бен-Гур» от Тимура Бекмамбетова. А иногда христианский дискурс зарыт столь глубоко вглубь картины, что только опытный зритель, подкованный в Библии, распознает суть зримого. MAXIM собрал тебе не просто подборку христианского кино на любой случай жизни, а только те творения, когда зрелище вышло горячим и затейливым.
«Код да Винчи»
Приключенческие триллеры по романам Дэна Брауна нашпигованы представителями самых разнообразных церквей и тайных сект, но лишь дебютная картина «Код да Винчи» дарует особое христианское откровение, раскрывать которое мы не вправе, чтобы не портить первый просмотр.
Скажем так: герой Тома Хэнкса, убегая от смерти, находит объект, который во всех скрижалях скрывался под кодовым названием «Священный Грааль», однако выглядит Грааль вовсе не так, как мы себе представляли. Кому-то откровение покажется еретическим, однако нет, фильм пропитан глубоким уважением к Христу и тем ценностям, что проповедовал мессия.
«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»
Автор «Хроник Нарнии» — ирландский писатель Клайв Льюис был большим другом Дж. Р. Р. Толкина, и между ними были нередки споры о месте христианской религии в романе-фэнтези. Клайв Льюис придерживался мнения, что юному читателю можно прививать христианские идеи и образы практически прямым текстом, Толкин же призывал к осторожности и сдержанности в данном вопросе.
Как бы то ни было, фундаментальный труд Льюиса «Хроники Нарнии» стал обязательным детско-юношеским чтивом в религиозных семьях. Неудивительно, что с выходом фильма священники затевали массовые культпоходы в кино со всей паствой. Собственно, даже лев, вынесенный в название первой части, — один из первых символов христианства, знак родового царского величия Христа.
«Книга Илая»
Теперь отвлечемся от разбора путаных христианских аллюзий и обратим свой взор к зрелищу простому и незамысловатому, однако отнюдь не скучному. «Книга Илая» — постапокалиптический боевик, невероятно похожий на тайный спинофф игрушки Fallout. Особым нюансом является то, что в течение всего просмотра невозможно отделаться от ощущения, будто эту экранизацию Fallout заказали суровые парни из христианской церкви, ибо в центре всех событий — единственный уцелевший после атомной войны экземпляр Библии. Если ты принимаешь такие правила игры, то кино придется по душе.
«Изгоняющий дьявола»
Хоррор Фридкина стал сенсацией мирового проката не только в силу особых художественных достоинств и популярной литературной первоосновы, но и потому, что вышел во времена, когда широкая публика только начинала переосмыслять свой взгляд на веру и религию. Кино подоспело необычайно вовремя.
Самый сок «Изгоняющего дьявола» в том, что фильм филигранно балансирует на грани между верой и сомнением, при этом предлагая разные трактовки происходящих событий в зависимости от того, на какой стороне зритель — Христа, Дьявола или науки. Как христианский хоррор «Изгоняющий дьявола» и по сей день не имеет себе равных.
«Железный человек»
Сенсационный «Железный человек», переломивший историю кинокомиксов, вышел в еще более сложные времена, когда молодой зритель и вовсе стал сомневаться в том, что вера обязательна для того, чтобы вырасти в большого, умного и доброго человека. «Железный человек» как раз об этом!
Богач, распутник, пьяница и торговец оружием (все в одном лице) попадает в плен, сидит в каменной пещере где-то на Ближнем Востоке, после чего обретает новое, сильное сердце. А в тех местах, где у Христа стигматы, у Железного Человека — силовые ускорители. Теперь он вынужден решать сложнейшие моральные вопросы и, возможно, жертвовать жизнью во имя спасения всего человеческого.
«Нечестивые»
Теологический хоррор на вечно опасную тему — как отличить лжемессию или антихриста от истинного вестника Бога. Действие происходит в провинциальном городке нашего времени, где глухонемая девочка вдруг видит воочию образ Девы Марии и исцеляется. Со всего мира слетаются те, кто ждет сенсации, разоблачений, или же искренне готов последователь за новоявленной святой. Это и приводит к жутковатой, однако логичной в рамках заявленной темы развязке.
«Ведьма»
Дебют на большом экране сразу двух важных для нас персон — режиссера Роберта Эггерса («Маяк») и актрисы Ани Тейлор-Джой. Медленная, мрачная и гнетущая лента реконструирует в деталях быт крестьянской семьи XVII века, на которую обрушиваются все напасти этого мира, и она подозревает героиню Ани Тейлор-Джой в темном колдовстве. Практически весь фильм зрителя не покидает уверенность в том, что он смотрит картину об отчаянных христианских фанатиках, однако истину узреет лишь в самом финале, где явится важное предостерегающее откровение.
«Шесть демонов Эмили Роуз»
Обычно этот фильм лежит в разделе хорроров, однако это вовсе не так. «Шесть демонов Эмили Роуз» — в гораздо большей мере судебная драма с элементами мистики. В основе — процесс 1976 года, когда 23-летняя девушка погибла от истощения в ходе ритуалов изгнания дьявола, в то время как, по версии суда, ей требовалась помощь психиатра и невролога. Вердикт расколол общество, как расколет твое сознание эта кинокартина, где служители веры рискуют всем, чтобы в обстановке тотального неверия продолжать свою борьбу с силами зла. Или же все им примерещилось?
«Тихое место»
Нашумевший фантастический триллер с Эмили Блант о вторжении пришельцев религиозен до мозга костей, хотя в процессе просмотра далеко не каждый о подобном задумывается. Напоминаем, что речь идет о семье, которая выживает в глуши, остерегаясь пришельцев с феноменальным слухом. Злыдни — демоны, что выпали из огненных небес в Армагеддон. Задача семьи — родить и защитить еще одного ребенка, использовать один из последних шансов продления рода человеческого. Ведет себя семья не всегда разумно, однако же молитвы помогают, ну а кадры с колыбелью, плывущей по водам, — что может быть еще более библейского!
«Святая Мод»
Умный и странный психологический хоррор, как сейчас очень модно. Молодая английская сиделка Мод ухаживает за бывшей балериной, дни которой сочтены. Сиделка — девушка глубоко религиозная, что вызывает отторжение у окружающих и изрядно мешает выполнению ее высшей миссии. Далее уже зрителю самостоятельно придется решить — является вера Мод слепой и ведущей в никуда или в самом деле ей дарованы откровения, недоступные простым смертным. В жуткой финальной сцене такой ответ особенно требуется.
«Прометей»
Трудно найти научно-фантастический блокбастер, который был бы столь обильно забит отсылками к библейским сюжетам, как картина Ридли Скотта о порождении Чужих. Фильм прямо кричит с экрана, что он не просто развлекалово с космическим чукаловом, а глубоко выстраданное теологическое поучение и призыв к дискуссии. Кто есть Бог? Добр ли он в своих мыслях и намерениях? Как появилось человечество? Заслужило ли оно спасение? На фоне поднимаемых вопросов можно даже закрыть глаза на череду сюжетных ляпов и нестыковок — просто следует отнестись к «Прометею» как к библейской притче самого нового века.
«Заклятие»
Популярнейший фильм ужасов режиссера Джеймса Вана («Пила», «Астрал»), одной сильных сторон которого является олдскульность, ведь в основе — история с семейством Перрон в далеком 1971 году. Охотники за призраками сталкиваются с силами мерзкими и дерзкими, и, не будь за их плечами сильной веры во Всевышнего, их борьба была бы отчаянно бесполезной. Тот случай, когда деяния людей верующих показаны с необычайным для наших времен почтением. Фильм о том, где можно искать спасения, когда все надежды уже сожраны силами Зла.
Самым глубоко верующим православным кинематографистом Советского Союза, безусловно, был Андрей Тарковский, за что его и не любили партийные власти. Этот тест покажет тебе, что ты знаешь фильмы Тарковского лучше, чем думаешь.