Полное научное название мероприятия — Всероссийский фестиваль разработчиков видеоигр — звучит красиво! Два дождливых дня, с 7 по 8 октября, наши авторы выставляли свои разработки в павильоне ВДНХ. Сам павильон № 57 носит патетическое название «Россия — моя история». Так что, если вы там окажетесь, первое, что вас встретит, — развешанные по периметру портреты героев спецоперации. Суровые люди с портретов смотрели на молодежь, которая явилась сюда только резвиться да новые игрушки щупать.
Публика и впрямь сплошняком очень молодая. Здесь не встретишь пузатых сорокалетних дедов, которые подняли зады с диванов и приперлись сюда поглазеть на новинки для PlayStation под пивасик. Новинок для PlayStation тоже не видно. Вообще, отечественный игровой бизнес исторически заточен под платформу Windows, так что консольных и мобильных игр тут кот наплакал и уж точно ваш взгляд не потревожат богохульные ноутбуки Apple.
Как выглядит российская игровая выставка? Если вкратце, то вы оказываетесь в лабиринте из некрупных игровых стендов, на каждом — название, картинка и бойкий слоган типа «Сразись и убей всю планету лысых». Пара человек строго следят за тем, чтобы вы обязательно поиграли в их игру. Стендов штук сто, почти все — от небольших инди-разработчиков. Самый массивный угол себе отгрызли издатели онлайн-мегахита «Мир танков» (в прошлом году компания Wargaming ушла с российского рынка и теперь у нас танчики двигает контора Lesta Games, которая сама по себе).
У какого-то стенда подслушан абсолютно типичный для выставки диалог:
— Неправильно вы целитесь, надо вот сперва мышью в ту иконку ткнуть, потом в ту, а потом во вражину.
— Все понял, это просто.
— Ну вот, опять вы неправильно!
Какой-то ребенок с невероятно скучающим видом уселся в кресло перед схематичной аркадой, где по экрану плавали объекты, похожие на чугунные пончики. Потыкал кнопки, а через секунду: «Вау, да это же классно!» — и полностью отключился от внешнего мира.
В коридорах тем временем вывесили стенд с объявлениями о найме программистов, художников и даже сочинителей диалогов для игр (сфоткали, такое нам пригодится). Рядом торговали мерчем и сувениркой, от блокнотов до поваренных книг World of Warcraft. Нашлась кулинарная книга Fallout, однако мы побоялись купить — вдруг там блюда из человечины, а в редакции MAXIM на нее у девушек аллергия.
Для любой игровой выставки хорошо, когда присутствует караван инди-разработчиков со своими рукодельными играми. Однако должна быть и пара флагманов с анонсами грандиозных суперхитов, чтобы прям «вау!», чтобы было что захотеть увидеть одним глазом. Флагманы уже за собой локомотивом тащат остальных. И с этим на ярмарке «Игропром-2023» не сложилось. Что неудивительно, ибо с момента массового исхода айтишников из России прошло всего полтора года. То есть мы сейчас зависли в лимбе: ветеранов почти не осталось, а от новичков чего ждать — непонятно, может, и Doom новый родят, кто их знает.
Что касается жанров, то тут достаточно однородно: сплошь экшены, RPG-экшены, горстка аркад и пара-тройка квестов, часть из которых делали чудаки-одиночки. Какая-то часть тайтлов уже давно есть в продаже на Steam (например, игра с диковатым названием Highly Likely). Но в основном все на стадии разработок, иногда многолетних. Из хорошего: практически все создатели притащили на выставку играбельные демо. И почти все показанное выглядит очень симпатично, презентабельно. Вот ни разу такого не было, чтобы аж нос воротило. Люди стараются, от души все, со знанием дела.
Попалась и парочка пошаговых стратегий: весьма стильная на вид Synchro Bright Future и более традиционные «Песнь копья» и «Великие племена». Названия игр — отдельная песня, сплошь «Коловрат», Slavania, «Сердце Алтая». Игровая индустрия сейчас очень играет на патриотизме. Кажется, будто каждая третья игрушка — про борьбу половцев с печенегами. Что неудивительно, ведь и сам «Игропром» организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В лектории мастер-классы давали ветераны индустрии, вот они как раз в подробностях расписывали, чем и как должен зарабатывать на жизнь сильный независимый разработчик. Подразумевалась монетизация игр, однако на лицах некоторых слушателей явно читалось, что хорошо бы не заморачиваться с донатами, а отхватить какой-нибудь вкусный государственный грант на игру, которая развивает мелкую моторику и большую любовь к Родине.
Если какие-то слова в тексте вас пугают, пройдите тест «Понимаете ли вы современный игровой сленг».