С самого начала надо понимать, что головная боль Голливуда — это сами американцы. Потому что иностранцы все еще исправно платят за большое кино, и рынок зарубежного проката растет ежегодно (в основном за счет Китая, где тоже не все гладко, но это тема для отдельного разговора).
На прошлой неделе главный производственный бюллетень Голливуда и шоу-бизнеса — издание Variety — выступил с аналитической статьей «Почему киноиндустрию трясет от страха». Мы там почерпнули для тебя немало любопытного.
2019 год стартовал как год колоссальных надежд. Премьерный график был набит до упора потенциальными мегаблокбастерами, начиная с финальных «Мстителей» и заканчивая «Человеком-пауком» с «Людьми в черном».
И вот прямо сейчас на дворе в разгаре самый жирный сезон — летний. А у американцев суммарные кассовые сборы по летним фильмам отстают от прошлогодних на 7%, что очень много. А суммарные сборы за первое полугодие отстают и вовсе на 10%, что хуже Содома и Гоморры.
Самое странное, что спад происходит на на фоне каких-то фантастических рапортов о рекордах и победах. Да, были явные провалы, те же «Люди в черном», «Годзилла» или самая неудачная серия «Людей Икс». Но в целом в воздухе витает атмосфера триумфа. Что могло пойти не так?
Это зритель пошел не так!
В попытках докопаться до сути, ряд киноэкспертов выступил с давно наболевшим заявлением, что люди сыты по горло сиквелами.
«Если вы делаете все ставки исключительно на сиквелы, то итог будет таков», — сказал Джефф Бок, аналитик Exhibitor Relations. «Большинство этих фильмов пахнут конвейером. Они не углубляются в историю. Они не повышают ставку. Они не могут насытить зрительскую тягу к невиданному».
Самоуспокоение в зоне комфорта — опасный внутренний враг Голливуда.
Журналисты Variety считают такие обвинения недостаточно обоснованными: да, усталость от франшизы случается постоянно, но люди все равно придут смотреть такое кино. Новые выпуски лент «История игрушек», «Джон Вик» и «Человек-паук: Далеко от дома» чувствуют себя превосходно.
Другое дело, что принадлежность к успешной и надежной серии еще ничего не гарантирует. Лопнули в прокате «Годзилла: Король монстров», «Темный Феникс» и «Люди в черном: Интернэшнл». Эти фильмы просто не понравились ни критикам, ни зрителям, даже славные названия и богатые бюджеты не спасли.
Эксперты заявляют, что зритель бы нормально среагировал на эти не самые удачные фильмы и принес деньги в кассу, случись это 5—10 лет назад. Но сейчас у них слишком много альтернативных развлечений. В первую очередь это сериалы.
Пока в прокате шли бои за зрителя, в кабельных и интернет-сетях появлялись новые сезоны «Игры престолов», «Большой маленькой лжи» и «Очень странных дел». Зритель стал куда более разборчив и уже не готов платить деньги за что попало, даже если это продолжение его любимого кинофильма.
«У всех под рукой так много контента, — заявляет Кайл Дэвис, президент Paramount по внутренней дистрибуции. — Существует здоровая конкуренция за все доллары, отложенные семьями на развлечение. Люди любят атмосферу кинотеатров. Вы просто должны им дать вескую причину, чтобы пойти. В итоге ставки все время повышаются».
Сериалы — опасный внешний враг Голливуда. Это чувствуется в обмолвках не только менеджеров и журналистов, но даже патриархов-режиссеров большого кино, которые в последнее время слегка нервничают при упоминании сериалов.
Рынок независимого «кино не для всех» тоже просел, причем еще страшнее, чем блокбастерный, — аж на 30%! То, что наделало шуму на кинофестивалях, после выхода вдруг оказывается невостребованным даже в ограниченном прокате.
Как верно пишет Variety, только «Дисней» получил большую прибыль, в то время как его конкуренты колеблются. Студия показала четыре крупнейших фильма года и контролирует почти 40% доли рынка в США. Это почти в семь раз больше, чем у Sony или Paramount, почти в три раза больше, чем у Universal, и вдвое больше, чем у Warner Bros., его следующего ближайшего конкурента. Теперь, когда «Дисней» контролирует Fox, а вместе с ним и права на такие серии, как «Аватар» и «Дэдпул», он становится еще значительнее в кинобизнесе.
На бирже стремительно падают акции кинотеатральных сетей. Инвесторы обеспокоены тем, что кинобизнес разрушается революцией потокового контента. Они полагают, что кинематограф уже не оправится от этого удара. Опытные режиссеры придерживаются иной точки зрения, отмечая, что это уже не первый случай, когда ошибочно хоронят кинематограф.
Однако для оптимизма нужна какая-то конструктивная почва. А ее нет! Мы начали эту статью с того, что говорили, каким обещающим был 2019 год. Так вот, 2020-й наверняка будет хуже. Он просто еще ничего не обещает.
Аналитик Эрик Хэндлер прямо так и говорит: «Я не вижу каких-либо мегахитов в 2020 году. Все может пойти очень тяжко».