Упростим для тебя задачу максимально и рассмотрим лишь те кинокартины, которые более всего на слуху — самых последних лауреатов «Оскара» в категории лучший фильм. За 2010–2020 годы (если считать год самой церемонии).
К оскароносным работам зрители относятся слегка нервно. С одной стороны все об этих фильмах говорят, подразумевается, что это продукт высочайшего культурного класса и социальной значимости. С другой стороны, далеко не всегда эти фильмы доносят то, что обещали. Да еще могут оказаться мучительно тоскливыми. Чего тебе ждать и бояться — MAXIM постарается передать в кратких тезисах для каждого конкретного случая.
Оскар-2010
«Повелитель бури» (The Hurt Locker) режиссёра Кэтрин Бигелоу
Военная драма, поставленная в пыльной иракской пустыне. Об опасной работенке сапёра (актёр Джереми Реннер) и о том, как зацикленных на войне служащих тянет на фронт, вопреки здравому смыслу и чувству самосохранения.
Тебя ждет педантичное и пресное описание будней военнослужащих без захватывающего экшена, но оставляющее многогранное послевкусие. Вот за те самые послевкусия и послемыслия и выдан заслуженный «Оскар». На такое кино всегда есть смысл тратить свое время. 131 минуту в данном случае.
Оскар-2011
«Король говорит!» (The King’s Speech) режиссера Тома Хупера
Это не о древних о королях с мечами и драконами. Действие стартует в 1925 году и показывает, как из английского герцога пытаются вырастить полноправного наследника престола.
По оскаровским меркам «Король говорит!» — практически развлекательное кино. Игнорировать его есть смысл лишь в одном случае — если у тебя неизлечимая аллергия на монархию и английскую иронию. К тому же всего 118 минут.
Оскар-2012
«Артист» (The Artist) режиссёра Мишеля Хазанавичуса
Легкая остроумная мелодрама в черно-белых тонах ретро. Жан Дюжарден играет вечно танцующую звезду немого кинематографа, у которого — как это случалось со всеми гигантами той эпохи — случился непреодолимый творческий кризис с приходом звука в кинозалы.
Скажем по секрету — фильм воспринимается куда бодрее, чем те древние кинокартины, на которых оно ностальгирует. «Артист» — лента настолько подвижная и харизматичная, что пропустить её в 2012-м было просто неприлично. Да и сейчас на это не жалко 100 минут.
Оскар-2013
«Операция „Арго“» (Argo) режиссёра Бена Аффлека
Почти безупречный политический триллер в лучших традициях безупречных политических триллеров прошлого. Пересказ необычной спецоперации, которую американцы провернули в горящем революционном Иране 1979 года. Нет, это не стрельба и шпионаж, а спасение собственных граждан из западни.
Фильм отлично пойдет в любой ситуации даже у тех, кого тошнит от Аффлека — здесь он с бородой и не корчит из себя равнодушного идиота. Пока писали этот текст, сами захотели пересмотреть. Займет 130 минут твоего бесценного времени.
Оскар-2014
«12 лет рабства» (12 Years a Slave) режиссёра Стива Маккуина
Консервативно поставленная драма об ужасах и коварствах рабовладельческого строя. Чернокожего музыканта спаивают, похищают и продают на плантации. 12 лет он пытается доказать, что ему здесь не место.
При мощной постановочной и актерской команде, лента снята настолько в лоб прямолинейно, что найти в ней для себя что-то любопытное может лишь тот, кто вообще никогда не знал, что в Америке существовало рабство. Остальные наверняка пожалеют о потраченных 133 минутах. Ну хоть не 12 годах.
Оскар-2015
«Бёрдмэн» (Birdman) режиссёра Алехандро Г. Иньярриту
Редкий случай, когда Оскар получает картина, которая и в самом деле является шедевром, а не притворяется. И даже подчеркнутая экспериментальность совсем не портит «Бёрдмэн» для зрителя.
Единственная сложность — это кино о театре, и о той сложной перемычке, что отсекает театр от большого кино. Без минимального багажа разобраться будет немного сложно — это в некотором роде цеховой фильм, производственный, про актеров. Зато снят и смотрится на одном дыхании. За 119 минут.
Оскар-2016
«В центре внимания» (Spotlight) режиссёра Тома Маккарти
Еще одно сугубо цеховое полотно. В этот раз о работниках периодики. Точнее о том, как корреспонденты и редакторы городской газеты The Boston Globe вскрыли гнойник, в котором десятилетиями безнаказанно резвились священники-педофилы.
Это не триллер, и не детектив, не героический эпос, а история о том, как люди сфокусированно делают свою работу, преодолевая непонимание и сопротивление. Любителям производственых фильмов и сериалов, а также сотрудникам СМИ это зрелище придется по душе. Про простого зрителя сказать сложно — кино у нас встретили молчанием. Мы бы на твоем месте дали ему шанс, 129 минут того стоят.
Оскар-2017
«Лунный свет» (Moonlight) режиссёра Барри Дженкинса
Кино о взрослении чернокожего парня-гея, снятое чернокожим режиссёром по пьесе чернокожего драматурга. Тот случай, когда картина прямо-таки написана для «Оскара».
А вот со зрителем сложнее. Особенно с российским — у нас «Лунный свет» поставил, наверное, рекорд по зрительскому игнору среди всех оскароносных фильмов. В РФ его посмотрели в кинозалах лишь 27 тысяч человек, что даже меньше, чем у совершенно непопулярного «В центре внимания». Типовые же цифры у победителей Оскара минимум в десять раз крупнее!
Причины, думается, очевидные — это не «наш» фильм. Хотя те единицы, которые осмелились его посмотреть, единодушны во мнении, что кино добротное, доброе и никак не утомительное. На проверку тебе потребуется 110 минут.
Оскар-2018
«Форма воды» (The Shape of Water) режиссёра Гильермо дель Торо
Наверное, самый развлекательный победитель"Оскара» со времен «Миллионера из трущоб». Голливудская версия «Человека-амфибии», хотя авторы уверяли, что не были знакомы с советским кинофильмом и породившим его романом. Мы им по ряду причин верим, да и не важно это.
История странных романтических отношений подводного мутанта и глухонемой уборщицы даже если не растопит твое сердце, то восхитит взор — ты наверняка хотел увидеть подобную красоту в кино после того, как прошел «Биошок» до конца. 123 минуты, но можно и повторить.
Оскар-2019
«Зелёная книга» (Green Book) режиссёра Питера Фаррелли
Еще одно погружение в американские межрасовые дрязги, однако на этот раз в максимально легком, почти игривом формате. За что спасибо и центральной парочке (актеры Вигго Мортенсен и Махершала Али), и центральной теме — джаз в Америке 60-х. По-сути беспроигрышная комбинация.
Трудно найти человека, который не посмотрел «Зеленую книгу», еще труднее — такого, кто её критикует. Поэтому тебя ждут гарантированно просветленные 130 минут.
Оскар-2020
«Паразиты» (기생충) режиссёра Пон Чжун Хо
Прямо-таки заваленный Оскарами — и прочими статуэтками да кубками — сатирический триллер. Слава богу, его не прогребло под ними насмерть. Единственная страна, в которой фильм критиковали — родная Южная Корея. Многие из тамошних зрителей сочли, что освещение тягот и бед безработных корейцев в «Паразитах» было недостаточно зубастым.
Но вообще любопытно — сколько в Корее снимают и детективов, и комедий, и боевиков, и мелодрам. А в итоге самым популярным их фильмом в мире становится история о противостоянии бедности и сытости. Наверное, самая универсальная и доходчивая тема в галактике. Доказательство занимает 131 минуту.