Нынче термин «режиссерская версия» существенно перевирает первоначальный смысл, ведь сперва им обозначались видеоверсии тех фильмов, которые были изувечены цензурой, продюсерами и прокатчиками вопреки великому авторскому замыслу. Спустя много лет, если авторитет и репутация режиссера, а также культовый статус фильма росли, уже можно было позволить себе переделать монтаж согласно исходным наброскам.
Иногда получалось лучше, иногда неожиданно и спорно. Так, чтобы однозначно хуже, — вряд ли, хотя фанаты «Звездных войн» частенько негодуют по поводу постоянно вносимых в оригинальную трилогию (1977-1983) переделок, и с фанатами можно согласиться.
Чужие, 1986
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Все четыре части «Чужих» удостоились специализированных изданий с ощутимо растянутым хронометражем. Но в большинстве случаев добавленные сцены носили косметический характер, и лишь вторые «Чужие» действительно пережили перерождение. В них ниоткуда возник полноценный кусок сюжета, напрочь отсутствовавший в прокатном и видеокассетном вариантах: показана жизнь колонии на планете LV-426 и то, как семья колонистов обнаруживает пресловутые хищные яйца.
Все было снято Кэмероном в свое время, но кино и так выходило чересчур затяжным, поэтому режиссер даже не стал к этим сценам доделывать спецэффекты. Это он проделал потом, при подготовке первого издания на лазерных дисках. А еще появились автоматические турели, посиделки Рипли в виртуальном саде, и еще, и еще…
Хранители, 2009
Режиссер: Зак Снайдер
Оригинальный вариант самого эпичного комикс-фильма всех времен длился 162 минуты, затем возник режиссерский вариант на 186 минут и «ультимативный» на все щедрые 215! На самом деле особо не приходится гадать, что именно навесили на этот и без того невероятно насыщенный фильм, — конечно же то, что было в исходной графической новелле, но не поместилось в кино.
Главное — анимационные вставки с историей Черной шхуны. Если смотреть кино в первый раз, они могут совсем сбить зрителя с толку, но для второго, третьего и сто сорок четвертого пересмотра однозначно следует выбрать именно 215-минутных «Хранителей».
Апокалипсис наших дней, 1979
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Включив расширенную версию великого психоделического военного трипа, ты сразу наткнешься на минное поле сюрпризов. В первую очередь — массивная сцена на усадьбе французских плантаторов, еще одна встреча с девушками из «Плейбоя» (они на все готовы ради пары бочек топлива) и самый забавный момент фильма — кража серфовой доски у сумасшедшего подполковника.
Александр, 2004
Режиссер: Оливер Стоун
Дорогущий байопик об Александре Македонском слился в прокате и вызвал такое недовольство у критики и публики, что случилось невиданное: патриарх кино Оливер Стоун извинился перед честным народом и признал, что слишком много позволил себе при монтаже, чем сгубил картину. После этих слов все насторожились, потому что по логике должна была появиться новая режиссерская версия ленты.
Так и вышло: последовало аж три варианта. В первой же «режиссерке» Стоун вырезал 17 минут, но добавил еще 9. Фильм стал более цельным и бодрым, и именно поэтому те, кто видел его впервые на экране телевизора, часто удивляются, с чего это все зрители так негодовали в далеком 2004-м.
Бегущий по лезвию, 1982
Режиссер: Ридли Скотт
Всего было смонтировано ни много ни мало пять вариантов этой киберпанковой антиутопии! Рабочая версия (она провалилась на тестовых просмотрах), расширенная рабочая, американская прокатная, международная прокатная (более жесткая, чем американская), телевизионная (наоборот, с обрезанным насилием), режиссерская и, наконец, финальная 2007 года. В них, конечно, сам черт ногу сломит, но Ридли Скотт уверяет, что финальная полностью соответствует его авторскому видению. Туда вернули все утерянное «международное» насилие, все сны с единорогом, а также подозрительные намеки на природу детектива Декарда.
Печать зла, 1958
Режиссер: Орсон Уэллс
Канонический и, как принято считать в хардкорной среде, самый последний фильм-нуар был варварски перемонтирован, частично переснят и без одобрения режиссера пущен в прокат. Обескураженный, но несломленный Уэллс исписал 58-страничный блокнот заметками о том, каким должен был быть этот триллер на самом деле. Но лишь через 15 лет после его смерти, в 1998 году, редактор монтажа Уолтер Марч восстановил, насколько возможно, исходный вариант, дотошно следуя запискам мастера.
Леон, 1994
Режиссер: Люк Бессон
В режиссерской нарезке Бессон позволил себе слегка распоясаться и сделал отношения Леона и Матильды более двусмысленными в сексуальном плане, не забыв прибавить еще ярких кадров с прокачкой киллерских навыков Натали Портман.
Властелин колец: Две крепости, 2002
Режиссер: Питер Джексон
Удлиненная версия первой серии похождения Фродо не привнесла каких-то грандиозных изменений, хотя и заполнила сюжетные пробелы (в частности, раздачу эльфийских подарков). Третья часть, и без того длинная, в режиссерской версии превратилась в бесконечную.
В итоге наилучший баланс был соблюден во второй серии «Властелина колец», где в общей сумме добавлено 15 сцен и расширено — 17. Самые запоминающиеся бонусы касаются похождений Мерри и Пиппина в Фангорне, а также курению трофейного табака. Расставания хоббитов с Фарамиром также не было в прокатном варианте.
Я — легенда, 2007
Режиссер: Фрэнсис Лоуренс
Финал этой постапокалиптической истории в театральной версии был не то чтобы плох, но слишком уж отдавал голливудской патетикой. В режиссерской версии зрителей ждал сюрприз: первоначальная суть фильма была перевернута с ног на голову, финал выдался радикально иным, к тому же идейно стал ближе к книге-первоисточнику. Что всегда похвально.
Расплата, 1999
Режиссер: Брайан Хелгеленд
Известно, что уже на финальной стадии работы над фильмом студия в гневе уволила режиссера Хелгеленда за его пристрастие к особо мрачному кино. Был нанят штрейкбрехер, который переснял почти треть фильма, если не больше, перекроил напрочь сюжет и даже извлек из рукава новых персонажей. В итоге режиссерскую версию неонуара с Мелом Гибсоном в главной роли мы увидели только в 2006 году. Там никто не похищает сына главы преступного синдиката, отсутствует закадровый голос, изменена цветовая палитра, абсолютно другой саундтрек, да и финал неожиданно более мирный. Что лучше — вопрос сугубо индивидуальный. Разница в фильмах столь существенная, что киносайт IMDb рассматривает их как два независимых произведения, выделив им отдельные страницы.