От редакции. «Здрасьте, с вами Даня Крастер» — фраза, после которой на канале BNB уже больше 10 лет творится контролируемое (ну, почти) научное безумие. Варка самогона из энергетиков, создание меча Блэйда, погружение овощей в жидкий азот и обзор дерьмовых инструментов. Это где-то одна сотая того, что делает Крастер и его команда.
Впереди вас ждет невероятный разговор о популярной науке и любви ко всему новому. Как начать с панк-угара в гараже и прийти к проектам на дорогущем ЧПУ-станке и мыслям о собственном шоу? Зачем нанимать в 30+ лет репетитора и что отвечать тем, кто думает, что на технических факультетах весело учиться?
Этот материал —
Когда тебе надо где-то представиться, ты представляешься как кто? Я Даня Крастер, и я…
Популяризатор ручного труда, в первую очередь. Научного подхода в какой-то степени. Иногда я говорю, что популяризатор науки. Но, честно говоря, это немного такое громогласное (есть такое слово?) заявление. Потому что в сравнении с тем же Андреем Коняевым мы фигней в гараже занимаемся по большому счёту. Но все же у нас присутствует большой такой пласт знаний, который мы используем. А так я автор контента, в какой-то степени ремесленник.
Сейчас популярны видеоблоги жанра «чувак строит хижину в лесу». И для зрителей это, скорее, медитация. А есть профессионалы, которые популярно объясняют, как что работает, — и это научный контент. Вы существуете будто на стыке. Это классно, потому что конкуренции меньше, или это сложнее, потому что надо постоянно выдерживать грань?
Это будет дли-и-инный ответ. Ты говоришь про каналы, где люди что-то делают руками, а другие люди на это смотрят. И мне кажется, что это вообще первичный и простейший формат обучения. Потому что я так учился, к примеру. В старину так учились, мне кажется. Не было школы столяров, учебников. Сын смотрел за работой отца, сам что-то пробовал. И так из поколения в поколение. Поэтому для меня формат наблюдения за деятельностью — это обучение совершенно точно.
Я начал смотреть «Ютьюб» примерно в 15-16 лет. И мне всегда было интересно найти на нем что-то развивающее, а не разжижающее. Если что, я вообще не против разжижающего мозг контента: он отлично снимает напряжение и отвлекает. Но развивающий контент нас тоже привлекал, а что-то из увиденного мы пытались потом повторить в гараже.
По итогу вместо подготовки к вступительным экзаменам в институте мы с друзьями строили арбалет. Потому что нам не нравилось зубрить теорию, которая непонятно как будет использоваться потом.
Я уже тогда понимал, что созидание и конструирование, даже через ошибки или поломки, гораздо интереснее и сильнее развивает голову. И в первую очередь ты задаешься вопросами. То есть ты что-то попробовал, не получилось — и ты задаешься вопросами, начинаешь копать с неподдельным интересом.
Прости, мне нужно сделать тут техническую разбивку, чтобы ответ поместился на один экран смартфона.
Без проблем! Так вот, когда есть цель, разбираться в вопросе легче. Как это — починить, черт возьми, к завтрашнему дню, чтобы оно стрелять начало? Цикл «сделал — не получилось — разобрался — повторил» очень важен, потому что я на нем научился вообще всему.
Ты спрашивал о контенте — легко ли его делать. Я умею делать развлекательные видео, мы строили картофелепушку, вейп из сварочного аппарата, варили самогон из энергетиков.
Но чаще мы идем по самому сложному пути. Потому что моя идеология не в том, чтобы стать максимально популярным, заработать кучу денег и везде себя показать. В первую очередь я перед собой ставлю цель развить интерес у людей к изобретательству. Поэтому, конечно, мы делаем контент в Интернете, а значит, должны быть угодными алгоритмам, роботам, соцсетям и прочему. Но все это ради внедрения идеи заниматься изобретениями и изучать ремесла.
Это сложно. Каналу 13 лет, а мы до сих пор в поиске золотой середины между изобретательством и блогингом. У нас есть, можно сказать, конструкторское бюро, которое каждую неделю изобретает что-то. То есть мы каждую неделю производим какую-то новую вещь, которую по большому счету можно доработать и на рынок выпускать в массовом масштабе.
Например?
Мы недавно сделали конструктор — кран из детского советского конструктора, металлический, но увеличили в 5−6 раз. И этот кран смог меня поднять (70 кг). Нам было весело очень. А люди начали спрашивать: где это купить? Научиться совмещать какой-то сторителлинг с процессом изготовления прототипов — для этого очень-очень долгий путь был проделан.
Это сложнее гораздо, чем выпускать развлекательный контент, в котором несколько популярных людей собираются на площадке. Там может быть сто человек съемочной команды и еще столько же в производстве, но сами съемки займут два часа. У нас же это путь от недели до месяца, грубо говоря.
Самое сложное помнишь?
Мы как-то делали «ножемет» из мультика «Рик и Морти». Только им занимались, все отложили. Полтора месяца на съемки ушло. Потому что снимать надо было поэтапно и процесс не ускорить. Девять женщин не родят ребенка за месяц.
Есть авторы, которые за год выпускают два-три видео и могут заниматься только этими проектами. Но мы тоже стараемся делать крутой контент! Я даже считаю, что один из самых лучших в жанре российского DIY-научпопа.
Ты жалеешь о том, что пошел по этому пути?
Нет. Мне это очень интересно. И всегда было интересно. Я горю этим. Если завтра некуда будет выгружать видосы, я все равно первым делом пойду ковыряться в гараже. Это мое хобби в первую очередь. Я в этом реализуюсь. Когда мне приходится отвлекаться на подготовительные работы, сценарий писать, еще что-то — я в небольшую депрессию впадаю. Мне хочется что-то посверлить, мне хочется побить молотком. Хочется, в конце концов, почувствовать вещь в руках — результат моего труда.
Так что мы существуем между позицией привнести в мир то, что любим, и маркетингом с кинопроизводством, чтобы не оставаться в забвении.
Ты расстраиваешься, когда на обзоре дешевых инструментов за четыре дня миллион просмотров, а на трудоемком проекте за месяц 600 тысяч?
Люди любят обзоры хреновых инструментов. Этот формат существует для медиа, для аудитории.
Цифры, конечно же, расстраивают. Хотелось бы, чтобы люди в первую очередь смотрели развивающие видео. Те, в которые мы вкладываем обучающую часть, какую-то историческую. И у нас неплохо, кстати, собирают видео в формате научпанка так называемого. В простонародье — научпоп. Это достаточно выдержанный формат, который хорошо набирает, это радует.
Есть комментарий про тебя: «Я вместе с Крастером сначала учился взламывать замки, потом мы варили самогон из энергетиков. Затем у нас был батин гараж, а теперь мы работаем за ЧПУ-станком за 3 миллиона рублей». Ты эти этапы как-то замечал, отслеживал или они бесшовно сменялись?
Мне 33 года, я лысеть начал с этим каналом. Молодость прошла безвозвратно!
Когда мы начинали в гараже, я мечтал о том, как однажды мы дойдем до космических технологий и создадим нечто невероятное. Но реальность оказалась суровой: рамки одной недели на производство видео разбивают мечты. Например, изготовление станка отняло у нас кучу времени и сил. К счастью, это было в период, когда рынок рекламы был на дне и заказов почти не было. Мы фактически работали в ноль, что дало нам возможность погрузиться в эту задачу.
В гараже, где все началось, мы постепенно перешли от хобби к более серьезным проектам. Мы подошли к тому этапу, где уже не успеваем учиться всему. Раньше я горел желанием освоить все — от музыкальных инструментов до металлообработки. Работа на станках до сих пор приносит мне удовольствие, но путь, который мы прошли, был непростым. И я понимаю, что людям уже не так интересно смотреть контент, в котором я часами оттачиваю умение работать на одном станке. Интереснее смотреть, как я кривой киянкой что-то пытаюсь выстучать.
Однако прогресс неизбежен, теперь у нас целый арсенал инструментов, и это не игрушки. Все это было частью пути — от панковского треша до мастерской с тысячами приспособлений.
Как часто тебе пишут или говорят: «Посмотрел твои видосы и решил поступать в технический вуз, а там оказалось скучно»?
Блин, я на самом деле очень переживаю за тех людей, которые посмотрят наш контент и такие: «О-о-о, инженерная специальность — это суперкрутая вещь! Там весело и угарно!» Как я когда-то подумал, смотря передачу «Разрушители мифов». Веселье, которое происходит на видео, это 10% айсберга. Остальное — зубрежка, расчеты, тихое ковыряние всего и так далее. А технические специальности — это вообще куча драконов, которых надо побеждать постоянно, чтобы хоть что-то там понять, чем-то овладеть.
Замечу, ни один человек не сказал еще, что повелся на веселье, пошел в технический, а там оказалось полное говно неинтересное. Но я хочу передать ребятам, которые все-таки пойдут: будьте аккуратнее, понимайте, что это серьезная вещь.
Как ты относишься к критике, которая отличается от обычной критики блогеров? Им пишут «Ты лох», а тебе пишут «Ты лох, у тебя на 12:03 шов сварки кривой».
Раньше жопа горела конкретно. Очень сильно. Особенно в один из кризисных моментов, когда я просто потерялся, не понимал, кто я вообще, чем занимаюсь, что я такое. А еще и в комментах насыпают…
Когда мне важно было одобрение вот этого круга людей, для которых я делаю, у меня конкретно поджигало жопу от хейтеров. Хотя считается, что за несколько лет на «Ютьюбе» перестаешь реагировать на критику. Только после того, как ты понимаешь, кто ты такой, что ты делаешь и зачем ты этим вообще занимаешься.
Насчет конструктивной критики я вообще всегда «за». К сожалению, люди, которые разбираются, редко пишут в комментариях. Их либо мало среди аудитории, либо они выбирают молчание.
А какая-то коммуникация вне Интернета?
Да, я напоминаю себе, что обязан попробовать организовать какие-то сходки, какие-то мероприятия для людей, которые интересуются и шарят. Просто начать уже собирать и облагораживать, так скажем, комьюнити DIY в России.
Потому что есть противники DIY среди авторов, есть также люди, которые относятся к этому только с точки зрения коммерциализации, пытаясь продать какие-то инструменты. А действительно сильного, бодрого места, куда может прийти человек, где его примут с распростертыми объятиями, нет, к сожалению.
Нам надо возвращать культуру «сделай сам». Как бы это ни было сложно в наш век шеринга дешевых китайских товаров, которые ты можешь по клику получить, создавать руками — это важно.
Я считаю, что цивилизованный человек просто обязан знать, как разжечь костер и как работает электричество в розетке. С этого все начинается.
Как часто у вас в команде в ответ на какие-то идеи звучит фраза «Это невозможно»?
Сейчас все реже. У нас произошло, к сожалению, сокращение на фоне событий двух-трехгодичной давности. Рекламный рынок умер, у нас кончились бюджеты, пришлось сократиться как в производственных площадях, так и в команде.
Мне, слова «это невозможно» больше всего не нравятся, потому что ты сразу перекрываешь себе пути к тому, чтобы найти решение. Как только говоришь: «Нет, у нас не получится» — это значит все, надо отказываться от этой идеи и идти искать другую. Но прикол-то в том, что все возможно.
Реально сделать действительно все. Вопрос в уникальном решении, которое ты найдешь. А оно может быть не только в конструкции, не только в изобретательской части. Оно может быть и в том, как мы подаем это с точки зрения видео. То есть не буду говорить, что у нас на сто процентов все работает, особенно раньше, когда я занимался всем этим один. Времени было очень мало — буквально два дня на производство с монтажом и публикацией.
Два-три видео в неделю — это достаточно бешеный темп. Многое ломалось сразу после того, как я выключал камеру. Но идея была в том, чтобы показать и разобрать какой-то принцип функциональности на примерах. Они были сделаны реально из говна и палок.
Я опять отвлекся. Какой был вопрос?
По поводу отношения команды к фразе «Это невозможно».
Сейчас у нас обновилась команда, появилась свежая кровь — такое звучит все меньше. Чаще идут разговоры на тему того, о чем мы снимаем дальше. Треш мы делаем в следующем видео или тратим херовую тучу времени, сил и всего остального на какой-то очень сложный проект без понятного выхлопа? Мы часто не рискуем с большими сложными проектами, учимся их делать. Чтобы ничего не просрать, чтобы аудитория получила то, что хотела.
На что ты выберешь потратить деньги — на новую камеру или на новый инструмент?
В первую очередь — инструменты. Как бы это ни было неправильно. Недавно я понял, что все, что мы делаем руками, — это все же хобби. А все, что мы делаем для видео, — это все же работа.
И мы, конечно, пытаемся наверстать все моменты, необходимые для съемки видео в современных стандартах. Недавно обновили парк камер, теперь кадры стали сочными, полный кадр, снимаем на профессиональные стекла. Это замечает процентов пятнадцать аудитории, но мне самому нравится в первую очередь.
Снимают и строят одни и те же люди?
Нет, оператор, монтажер у нас руками не работают. Но я очень тяну сценариста в эту стезю. Чтобы он руками почувствовал все те сложности и все те моменты радости, когда у тебя что-то получается.
Техника безопасности — как ты к ней относишься?
Меня жутко бесит, когда она навязывается. Когда на оборудовании стоит куча защитных экранов, через которые сложно работать. И ты в итоге быстрее травму получишь, когда попытаешься что-то эффективно быстро сделать, не используя их.
Например, на токарном станке у меня до сих пор стоит такая закрывашка, которая защищает от вылета кулачков, грязи и, самое главное, с которой ты не забудешь достать ключ из патрона, чтобы он не прилетел в ногу, потому что это очень частая ошибка.
При этом, как бы я ни ругал технику безопасности, я ей всегда следую. И мое доказательство — десять целых пальцев на руках. Всех призываю работать аккуратно: техника безопасности написана кровью, не нарушайте ее. Не лезьте туда, чего не знаете, не занимайтесь тем, что не умеете и что не изучили.
Перед тем как сделать видео про пайку ацетилено-кислородной горелкой, я детально изучил вопрос безопасности обращения с ацетиленовыми баллонами и кислородными в том числе. Потому что это не шутки. Вообще не шутки, там взорваться — как нефиг-нафиг. Я даже рад, что мы больше ничего не делаем и убрали из мастерской эти баллоны.
Ты рассказывал, что нанимал себе репетитора для изучения отдельных тем физики. Зачем?
Это была электротехника. Мой личный интерес, в котором я вижу дополнительную перспективу для вдохновения. Когда ты что-то изучаешь, тебе в голову приходит куча идей, как это можно применить. Особенно если тебе 20-25 лет и ты на лекциях сидишь.
Плюс у меня присутствует некая нереализованность из-за отсутствия высшего образования. Меня из строительного отчислили: я ходил с красным ирокезом, приболел алкоголизмом и за неуспеваемость был изгнан. Теперь вот зудит по поводу этого. Я не знаю… нафиг оно мне надо, честно говоря. Был бы у меня диплом, стоял бы на пыльной полке.
Тебе не лениво постоянно учиться?
Я не знаю, с чем это связано, но постоянно копаю информацию, задаюсь вопросами. Наверное, это самое главное — не переставать задавать вопросы этому миру, себе, жизни в целом, как что-то устроено.
Вот возьмем электрический ток. Когда тебе про него рассказывают в школе, тебе говорят, что электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц, электронов от плюса к минусу. Хорошо, мы это запомнили.
Идем дальше. Доходим до электроники, и тебе говорят: на самом деле электрический ток — это не только упорядоченное движение заряженных частиц, это еще и электромагнетизм, который присутствует как явление у этого движения, который распространяется там вокруг проводника, закручен по правилам буравчика и т. д. И на самом деле ток распространяется не от плюса к минусу, а от минуса к плюсу. И ты такой: прикольно, хорошо.
Когда ты начинаешь изучать какие-то квантовые эффекты, теоретическую физику, тебе говорят…
Ток не распространяется?
Ток вообще не распространяется! Электроны в проводнике еле-еле шевелятся. И на самом деле вообще никто не знает, что такое электрический ток на самом деле. Ты такой: «*** (ошалеть) можно!»
По факту оказывается, что электрический ток — это некая энергия, которая распространяется вдоль проводника с максимальной интенсивностью на поверхности проводника и с понижающимся градиентом в пространстве. Электрический ток распространяется во всем пространстве, даже в центре Земли. Стремится по величине к нулю, но все же распространяется. Что это такое? Как это осилить? Какие энергии? В какой среде все это происходит?
Гравитация та же самая…
Только не говори, что отсутствует.
Гравитация где распространяется? Если это волна, она колышет какие-то штучки, да? Она должна состоять из каких-то частиц, из каких-то элементов — как это вообще все назвать? И оказывается, что это пространство-время.
И ты такой: а время тогда что такое? Я не знаю, как это закончить, понимаешь?! Для меня не существует этого стопа, потому что слишком много интересных вопросов! Наш мир настолько интересно устроен, что ковыряться в этом… Я дошел до философии, и там вообще мрак ужасный. Как мы понимаем то, что мы понимаем? Все вокруг — это твое сознание, если нет наблюдателя, нет звука и цвета.
Что это? Все вокруг нас — это энергия? Черт его знает.
Обычный панк начинает с самогона в гараже, потом уходит в философию и понимает, что лучше бы на самогоне он и остановился, потому что там все было понятно, но пути обратно уже нет. Доходит до метафизики и ужасается.
Есть направление науки, которое тебя прямо бесит, и ты вообще не хочешь ей заниматься?
Да, в теоретической механике есть такая штука — теория машин и механизмов. Это не то, что касается непосредственно деталей, гаек, устройства, редукторов, чертежей и т. д. Это касается того, что ты на бумаге, как дебил, вычерчиваешь все эти рычаги, высчитываешь их вручную с помощью просто уже морально и фактически устаревших километровых формул.
Это надо один раз изучить как историческую часть дисциплины, в которую ты погружаешься. И пусть я всего лишь недоученный инженер, но я вижу, что от этого надо отказываться.
Ребята, компьютеры пришли уже сорок лет назад, ну давайте уже отказываться от этого рудимента! Я в школе уже двадцать лет назад делал домашку по черчению в «Компас-3D».
Ты считаешь себя умным человеком?
Нет. Максимум неглупым, мне бы хотелось так думать. Мне бы хотелось быть мудрым по жизни, я стремлюсь к мудрости. Большой ум мало людей сделал счастливыми. Ну и опять же что считать умным?
Я не знаю, что значит «умный». Есть начитанность, эрудированность, есть интеллект. Интеллекта, конечно же, не хватает. Это чувствуется. Начитанности тоже не хватает. Я встречаюсь с такими сферами, про которые понимаю, что надо посвятить несколько лет, прежде чем добьешься каких-то успехов. Поэтому умный, не умный, но мозгов периодически не хватает. Наверное, в этом и есть прикол — заниматься такими вещами, в которых ты постоянно ощущаешь нехватку знаний и пытаешься их добрать.