Как нетрудно догадаться при наличии интуиции, «фиджитал» — это смесь фитнеса или физкультуры с диджиталом, то есть цифровым миром. Если вы представили себе киберспортсмена, который играет в Dota 2, сидя на велотренажере, то нет, все выглядит вовсе не так, хотя ход мысли у вас совершенно верный.
То, что видеоигры можно сочетать с физподготовкой, весь мир понял уже давно — в 2006 году, когда прилавки магазинов заполонили революционные приставки Wii от Nintendo. На консолях можно было сыграть в теннис, гольф или порубить мечом летящие в игрока фрукты, при этом размахивая трехмерным манипулятором Wii Remote. Такие игры заставляли игрока истекать ручьями пота и утомляться не понарошку. На словах звучит жутковато, однако Wii была невероятно веселой и затягивающей штуковиной, что обеспечило ей бешеный успех: за семь лет было продано свыше ста миллионов консолей.
С тех пор много пота утекло, и в какой-то момент идеи цифрового фитнеса докатились до российских официальных лиц. В 2021 году чиновники российского спорта хором заголосили о том, что негоже киберспортсменам быть бледными и тощими, пора выходить на арену и сражаться, как подлинные гладиаторы.
Изначально идея фиджитал-турниров представлялась ими примерно так: киберспортсмены отыгрывают на компьютере одну катку в футбольном симуляторе, а потом натягивают бутсы и выбегают на поле со своей командой, чтобы провести второй матч в реальном мире. По итогам двух встреч — цифровой и физической — и определяется победитель.
Идею подхватили на президентском уровне, что автоматически означало, что дано «добро» не только политическое, но и финансовое. Был создан оргкомитет и назначена дата международных Игр будущего в Казани — с 21 февраля по 3 марта 2024 года. А главное — выделены 10 миллионов долларов призового фонда. Начались отборочные туры, в основном все там же, в Казани.
В 2023 году фиджитал-спорт был внесен во Всероссийский реестр видов спорта и спортивных дисциплин, и тогда же главный трофей «Игр будущего» — футуристичный параллелепипед — объехал страну и был запущен на Международную космическую станцию (не спрашивайте зачем).
К тому моменту концепция фиджитал-спорта претерпела существенные изменения. В довесок к футболу появились аналогичные фиджитал-баскетбол, фиджитал-гонки, фиджитал-хоккей и так далее. Но к ним добавились еще тактические игрища. Например, матч в Counter-Strike перед экраном, после чего команды переходят на следующий этап — пострелушки в лазертаге. Или стратегические битвы: сперва Dota 2, а затем сражение на арене с препятствиями. А еще игры на ретроконсолях и битвы дронов. В сумме аж 21 дисциплина, включая всенародно любимые «Танчики».
Российские чиновники приложили невероятные усилия и средства, чтобы раскрутить идею в «дружественных» странах, и добились-таки своего: к нам едут фиджитал-атлеты из Аргентины, Бразилии, Ирана, Белоруссии, Сербии и так далее. Китай тоже подтвердил свое участие в первых международных играх — они стартуют, как мы уже говорили, 21 февраля в Казани.
Насколько игры будут иметь успех у простого народа, пока непонятно. Саму концепцию и предстоящий чемпионат центральное телевидение афиширует активно, однако для зрителя все эти анонсы, отчеты и репортажи выглядят очень уж непривычно и совершенно непонятно. Тем интереснее будет посмотреть, как справятся СМИ с освещением первой фиджитальной олимпиады.
А теперь минутка ностальгии о том, чего даже мы с вами не застали: Как выглядела и работала первая игровая консоль (видео и фотографии).