У каждого музыкального эстета есть свое личное определение джаза. Иногда радикально противоположное тому, что написано в Википедии. Единственное, в чем солидарно большинство поклонников жанра — джаз живет только на сцене, потому что джаз в первую очередь искусство импровизации. Само собой, что это не определение, скорее, первичный половой признак.
Откуда взялся джаз?
Несмотря на свою живую, концертную сущность, джаз, как ни странно, своей славой обязан именно записям. Бурное развитие и распространение жанра по времени совпало с появлением граммофонов. Благодаря им джаз стремительно разлетелся по всей планете. 26 февраля 1917 года вышла в свет первая джазовая пластинка — студийная запись ансамбля Original Dixieland Jazz Band из Нового Орлеана.
Новый Орлеан — ключевая точка во всей истории. Если говорить кратко, то именно там сложилась удивительная революционная ситуация. Мы говорим о культурной революции.
Еще в XIX веке местные чернокожие распевали свои песни, намешав туда все, что только можно, от фолка до маршей. Просто потому, что Новый Орлеан был портовым городом, и каждый корабль привозил свои неожиданные звуки из других концов света, будь то Ирландия или Карибы. То есть джаз, по сути, эклектичная уличная и кабацкая музыка. И то, что он сейчас переселился в большие концертные залы и консерватории (как в фильме «Одержимость»), не каждый одобряет.
Откуда взялось само слово jazz, никто точно не знает, существует миллион версий и тысячи книг на эту тему. Официально словечко стало использоваться в начале XX века уже в Чикаго, второй столице джаза.
Как отличить джаз от не джаза?
В джазе, как и в любом музыкальном жанре, существуют сотни разных стилей, порой звучащих кардинально по-разному. Даже если взять титана номер один Луи Армстронга, то его самые ранние записи с ансамблем Hot Five в 1925–1928 годах имеют лишь отдаленное сходство с привычным тебе Армстронгом времен «Hello, Dolly!» и «Go Down Moses» 1950-1960-х годов. Говорим сразу: учить и различать все стили вовсе не обязательно, просто надо быть готовым к сюрпризам.
Не оперируя терминами музыкальной теории, сложно объяснить, что технически вписывается в рамки джаза, что нет. Мы попробуем бытовое описание, на пальцах.
Свингующая («качающая») музыка с блюзовой основой, сыгранная на традиционных инструментах (трубы, саксофоны, барабаны, банджо и т.п.), почти наверняка окажется джазом.
Если есть вокал, то все сложнее, потому что вокально-песенный джаз обычно трудно отличить от эстрадной песни. Там и впрямь грань очень тонкая — достаточно послушать Фрэнка Синатру. Он как раз балансирует на границе между этих двух миров. Допустим, «A Foggy Day (In London Town)» — вполне джазовый номер, а вот «My Way» — чистой воды поп.
Что сильно усложняет опознание джаза, так это звучание гитар. Когда электрогитар не существовало, акустическими пользовались редко. Их почти не было слышно на сцене: духовые и ударные инструменты глушили гитары напрочь. А когда появились электрические, джаз стал звучать слишком непривычно, и появились вопросы. Сравни звучание Джанго Рейнхардта и Уэса Монтгомери — звук с разных планет, но все же то и другое — гитарный джаз.
А вот когда появилась рок-музыка, к электрогитарам добавились электроорганы, все это намешали в джаз, и стало совсем странно. Такого рода музыку зовут fusion. Jazz fusion в целом считается респектабельной разновидностью джаза, хотя джаз ли это, надо решать в каждом случае индивидуально. Зато он положил начало еще более спорным стилям музыки — smooth jazz, acid jazz и так далее, которые солидные люди джазом не считают вообще. Канонический образец «правильного», электрического джаз-фьюжна — альбом Майлза Дэвиса «Bitches Brew».
Наконец, джаз вовсе не обязан быть мелодичным. Современная джазовая музыка нередко похожа на натуральный хаос, будто музыканты инструменты настраивают, а не играют. Если слышишь такое, то перед тобой free jazz или avant garde jazz (что почти одно и то же). Тем не менее это тоже джазовая музыка, потому что, во-первых, компонент импровизации там предельно максимальный, а во-вторых, люди с тренированным слухом и богатой фантазией вполне разбирают там мелодии и мотивы.
В 90% случаев современный джаз — это или нечто максимально традиционное, когда люди отыгрывают на сцене джаз-стандарты, чтобы раскачать вечеринку, или, наоборот, отрыв, когда товарищи с невероятно прокачанным мастерством буквально высасывают из пальца колоссальную импровизацию чисто для куража.
Тему можно продолжать бесконечно, однако нам очень хотелось быть максимально краткими. В качестве практического продолжения рекомендуем вот это: С чего начать слушать джаз.