Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска»

Киновед MAXIM сравнивает топ-250 фильмов на сайте «Кинопоиска» с аналогичным списком IMDB и здравым смыслом.

19 октября 202313
Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска» | Источник: AI
Источник:

AI

Пролог

Списки лучших фильмов всех времен и народов — это то, с чего начинает расширять кругозор каждый устремленный зритель. Когда молодость уходит, то приходит зрелость, опыт, а вместе с ними крамольная мысль: вдруг на свете существуют кинофильмы лучше «Звездного десанта»? Вы начинаете поглощать все, что рекомендует вам Интернет (иногда убеждаетесь, что лучше «Звездного десанта» так ничего и не сняли).

Первый интернетный народный рейтинг появился с четверть века назад на сайте IMDB.com. Оценки и расположение победителей вычисляют не нанятые всезнайки-кинокритики, а сами зрители. Всезнайки-кинокритики ворчат, что с годами список слишком активно трансформируется и тупеет одновременно с Интернетом.

Отчасти это правда: в начале XXI века на IMDB в лидерах были сплошь фестивальные лауреаты и древняя киноклассика. В 2005 году триллер «Побег из Шоушенка» сместил с первого места «Крестного отца», из списка стали исчезать работы Бунюэлей, Тарковских, Хичкоков, Феллини, на их место набежали комиксы, аниме и актуальные оскароносные произведения. Тем не менее многие монументальные работы удержались в топе IMDB, а первую десятку со времен «Темного рыцаря» (2008 год) уже никто всерьез не тревожил.

«Кинопоиск» завел свой рейтинг в ответ на буржуазный хит-парад. Само собой, отечественного продукта там на порядки больше. К слову, в мировом рейтинге IMDB в настоящий момент лишь одно кино нашего производства — «Иди и смотри» на 91-й позиции.

У всех глобальных авторитетных топов есть очень существенный изъян: они обладают свойством положительной обратной связи. Говоря простым языком, фильм, который оценен высоко и торчит в лидерах, принимаются смотреть все поголовно. И почти каждый смотревший подсознательно завышает ему оценку, чтобы не выбиваться из тренда и не казаться идиотом.

«Побег из Шоушенка» Дарабонта — отличная иллюстрация именно такого случая. Перед нами идеально снятый трагичный и развлекательный фильм, который, однако, не сломал никаких барьеров и не совершил революций. Он даже не вызвал волну подражателей, как «Криминальное чтиво» или «Гарри Поттер». Уверены, что 99% зрителей не смогут ответить на вопрос, в чем авторский почерк и узнаваемость режиссера Фрэнка Дарабонта. Это просто крепкий фильм девяностых.

Тем не менее вышвырнуть его с первого места IMDB на данный момент невозможно. А главное, по причине той же инерции «Побег из Шоушенка» попал на второе место в топ-250 «Кинопоиска». Зрители отмечают для себя, что в этих списках на самой вершине, и смотрят в первую очередь, ставя максимальную оценку. И всё. Многие даже не идут вниз по списку.

«Побег из Шоушенка» — очень универсальный и комфортный фильм, он угождает всем и каждому. Антисемиты наверняка тайком занижают оценки «Списку Шиндлера», кого тошнит от супергероев — минусуют «Темного рыцаря», у части зрителей — аллергия на хоббитский мех. А за что можно обидеться на «Побег из Шоушенка»? Если придумаете, получите Нобелевскую премию.

Первая десятка «Кинопоиска»

На первом месте в российском параде «Зеленая миля» от того же тандема — Фрэнк Дарабонт и Стивен Кинг, что и «Побег из Шоушенка». Далее — «Побег из Шоушенка», «Форрест Гамп», «1+1», «Список Шиндлера», «Властелин колец: Возвращение короля», «Интерстеллар», «Бойцовский клуб», «Тайна Коко», «Унесенные призраками», «Криминальное чтиво». Отечественное кино стартует с 12-й позиции — «Иван Васильевич меняет профессию».

Нормально, перечисленное не противоречит мировым трендам. А вот отсутствие в десятке фильмов «Крестный отец», «12 разгневанных мужчин» и «Хороший, плохой, злой» — противоречит. Они есть на «Кинопоиске», но глубоко внизу, ближе к концу.

Потрясают не только значения оценок, но и количество проголосовавших. Пример: «Зеленую милю» на «Кинопоиске» оценили 930 тысяч человек, а третий «Властелин колец» — почти в два раза меньше, 568 тысяч. Это как? Один из суперлидеров мирового и российского проката, фильм, который бесконечно крутили по ТВ, который разошелся на мемасики, усыпан наградами и пересматривается целыми семьями, вдруг собирает голосов в два раза меньше тюремной драмы?

Возможных причин мы видим две или даже четыре. «Властелин колец» на сайте «Кинопоиска» посмотреть никак нельзя, а для «Зеленой мили» есть партнерские ссылки. Фильмы, которые можно поглядеть на «Кинопоиске», по факту должны собирать больше голосов. Во-вторых, «Властелин колец» миллионы зрителей увидели еще сто лет назад, до того как зарегистрировались на «Кинопоиске», им и в голову не приходило сюда возвращаться и ставить ему оценку. Еще можно добавить, что база «Кинопоиска» уже меняла хозяев раньше. Плюс все тот же эффект снежного кома у лидера.

Одним словом, очень спорный случай. Тем более что на IMDB с голосами порядок: третьего «Властелина колец» оценили 1,9 миллиона пользователей, «Зеленую милю» — на полмиллиона меньше, он только на 28-й позиции. Логичные объяснения для аномалии мы перечислили, однако они не отменяют сам факт наличия аномалии.

Кадр из кинофильма «Побег из Шоушенка»

Кадр из кинофильма «Побег из Шоушенка»

Остальные 250 лент «Кинопоиска»

Несмотря на крики, что всемирный топ-250 на IMDB измельчал, он все еще остается репрезентативным и по-своему цельным. Успешно показывает и вкусовщину зрителей, и вековую историю кинематографа (с центром внимания на Голливудские холмы, само собой). Да и откровенной дребедени там практически нет, а если затесалась, то скоро будет вымыта новинками.

Но вот топ-250 «Кинопоиска» напоминает салат оливье, в который бабушка бросила капусту, мама — пельмени, папа — шашлык, а дети — мороженое. Получившийся оливье перемешали и залили коньяком. А есть — вам.

Советские и российские киноленты попадают туда просто потому, что они советские и российские. Что вам известно о таких величественных столпах кинематографа, как «Приходи на меня посмотреть», «Доктор», «Подольские курсанты», «Счастье в конверте» и «Максим Перепелица»? Они там есть. А Хичкока нет. Не шутим, проверьте сами.

Впрочем, и заграничное кино туда проникает метафизическими путями, прямиком из космоса на крыльях хаоса. Иначе никак не объяснить наличие следующих вех: «Приключения Паддингтона — 2», «Расправь крылья», «Собачья жизнь», «Восточный ветер», «Лекарь: Ученик Авиценны» и, как вишенка на торте, ромком «Отпуск по обмену». У нас в редакции кот методом случайного тыка выдает списки поинтереснее (кстати, мы с ним консультировались при написании).

Вердикт

Патологическое доминирование ромкомов, мультфильмов и картин с понурыми детишками на афишах вызывает подозрение, что генерацией оценок на «Кинопоиске» в основном заняты домохозяйки. Мужского кино и впрямь маловато, только Гай Ричи в изобилии (что плюс в сравнении со списком IMDB). Да и за него, подозреваем, опять заступились домохозяйки, только отчаянные.

Мы очень любим домохозяек и ничего не имеем против них. Но когда они составляют костяк культурного электората и продвигают то, что им нашептала микроволновка, это чревато самыми чреватыми чреватостями.

Первоисточники: IMDB топ-250 / Кинопоиск топ-250

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения