Отступники
Mou gaan dou (2002)
The Departed (2006)
Пересказ азиатских фильмов на голливудском языке — типовое и массовое ремесло американских киноделов. Но в ряде случаев такая работа действительно заслуживала фанфар. Гонконгская картина «Двойная рокировка» о внедрении полицейского агента в мафию бедна на пальбу и погони, но хороша именно глубочайшим погружением в психологию и быт «крота» и его окружения. Это даже не криминальная драма — скорее, трагедия. И, подобно Шекспиру, прямо напрашивалась на второе прочтение, уже в более понятных нам реалиях.
Мартин Скорсезе перенес события в Бостон, населил картину ирландскими бандитами и справился с задачей получить режиссерский «Оскар».
Талантливый мистер Рипли
Plein Soleil (1960)
The Talented Mr. Ripley (1999)
В основе этого поразительного триллера лежит роман Патриции Хайсмит. Но для кинолюбов картина 1999 года была только поводом для сравнения ее с первой версией — французским фильмом «На ярком солнце» Рене Клемана.
И у первой, и у второй картины есть свои фанатичные защитники. Обычно все упирается в подсознательный выбор: кто вам симпатичнее — пара Ален Делон и Морис Роне или же Мэтт Деймон и Джуд Лоу. Может, оно и к лучшему: это не ограничивает вас в выборе, с кого именно начинать знакомство с этим выдающимся сюжетом о нечеловеческом коварстве и двуличии.
11 друзей Оушена
Ocean's Eleven (1960)
Ocean's Eleven (2001)
«Друзья» 1960 года замышлялись как капустник, были сняты в режиме капустника и выглядят как капустник. Очень трудно назвать полноценным кинофильмом этот сборник сольных выходов и импровизаций Фрэнка Синатры, Дина Мартина, Сэмми Дэвиса и Ко. Они изображают отставных десантников, которые берутся опустошить несколько казино, но по большей части красиво ходят, пьют и курят.
Определенно густой шарм в таком зрелище уловить несложно, так что вопрос ремейка, несмотря на мутную драматургию, витал в воздухе. Что и сделал в 2001 году Стивен Содерберг, лишь слегка маскируя приправами все тот же старый привкус капустника.
Отпетые мошенники
Bedtime Story (1964)
Dirty Rotten Scoundrels (1988)
Некоторые полагают, что «Сказки на ночь» с Марлоном Брандо и Дэвидом Нивеном не заработали всех тех денег и лавров, что заслуживали. И потому попытки переснять этот упоительно смешной сюжет о конкурентах-аферистах предпринимались не раз. Однажды даже планировалась версия с Дэвидом Боуи и Миком Джаггером в главных ролях.
Но полноценный ремейк появился лишь в 1988-м и оставил старых фанатов негодующими. Тем не менее «Отпетые мошенники» постепенно тоже стали маленькой классикой жанра. Если снимает Фрэнк Оз, а в кадре разом Майкл Кейн и Стив Мартин, то такой итог закономерен.
Правдивая ложь
La totale! (1991)
True Lies (1994)
«Тотальная слежка» — так называлась картина Клода Зиди о супружестве секретного суперагента. Да-да, это тот самый француз Зиди, который снял великие комедии «Банзай!», «Крылышко или ножка» и «Откройте, полиция!» (это мы даже половину не перечислили!).
«Тотальная слежка» — не самая сильная его картина, ближе к финалу шпионская суета становится скорее утомительной, чем смешной. Непонятно, что кончилось раньше — идеи или деньги. Но и в ней нашлось достаточно грандиозных замыслов, чтобы за ремейк взялся не кто-то там, а самый кассовый режиссер будущего — Джеймс Кэмерон. С самым кассовым актером настоящего — Арнольдом Шварценеггером.
В жанре фарса Голливуд не так силен, как французы, и все недостатки ремейка проистекают из этого факта. Но победителей не судят, 380 миллионов долларов в прокате, как-никак.
Ограбление по-итальянски
The Italian Job (1969)
The Italian Job (2003)
Британская комедия 1969 года интересна тем, что… Ого, там на самом деле много чего любопытного! Во-первых, это один из немногих случаев, когда на большом экране можно увидеть Бенни Хилла.
Во-вторых, это один из первых кинофильмов (если не самый первый), где важнейшим элементом ограбления является взлом компьютерной системы (на дворе, заметьте, 1969 год!).
В-третьих, это легендарнейший киноперформанс машинок Mini Cooper, причем чистый, от души, а не проплаченный продакт-плейсмент.
В-четвертых, один из самых великих финалов в истории искусства кинокомедии.
В-пятых, одна из лучших ролей Майкла Кейна. И в-шестых, «Ограбление по-итальянски» в Британии безумно популярный до сих пор фильм. Как «Кавказская пленница» у нас.
Несложно представить, как корежило англичан при вести, что американцы задумали состряпать свою версию — без блэк-джека и шлюх, зато с Лос-Анджелесом. А также с Марком Уолбергом, Шарлиз Терон, Эдвардом Нортоном и Джейсоном Стейтемом. Собственно, успех голливудского ремейка — целиком заслуга звездных имен, но никак не постановщика и сценаристов, которые превратили легкую авантюру в педантичное и медлительное руководство по нереалистичным ограблениям.
Лицо со шрамом
Scarface (1932)
Scarface (1983)
Суровейший гангста-фильм 80-х. Картина Брайана де Палмы с демоническим Аль Пачино на самом деле копирует все сюжетные ходы и даже главные характеры с первоисточника 1932 года. Черно-белый оригинал снят легендарным Ховардом Хоксом и являлся не просто боевичком с перестрелками, но и серьезным социально-политическим манифестом на злобу дня. Фильм открывался с обращения к зрителям принять активное содействие в борьбе с организованной преступностью в Америке.
Кровавый ремейк 1983 года тоже решил зреть прямо в глаза актуальным событиям, поэтому главный герой стал криминальным изгнанником с Кубы и построил бизнес не на торговле бочонками с пивом, а на веществах посильнее и подороже. Как и большинство следующих фильмов в этом нашем списке, первоисточник и ремейк сильны каждый по-своему и точно заслуживают пристального и многократного пересмотра.
Муха
The Fly (1958)
The Fly (1986)
Самая успешная кинолента Дэвида Кроненберга — видеохит 1980-х «Муха» базировался на фильме, хорошо знакомом американцам, но не нам. Первая «Муха» вышла в золотую эпоху американской фантастики, когда в фаворе были фильмы с крайне оригинальными научно-фантастическими сюжетами, интересной психологией и социальным подтекстом (см. «Невероятно уменьшающийся человек», «Они», «День, когда Земля остановилась», «Последний человек на Земле» — все ленты середины прошлого века).
Кроненберг довольно вольно обошелся с первоисточником, убрав из него важнейшую сюжетную линию — отчаянный поиск той самой случайной мухи, сгубившей эксперимент. И, как полагается настоящему Кроненбергу, сосредоточился на физиологическом показе всех ужасов неконтролируемой мутации и обесчеловечивания. А это он умеет делать лучше всех.
Нечто
The Thing from Another World (1951)
The Thing (1982)
The Thing (2011)
Обе картины базируются на общем источнике — рассказе Джона Кэмпбелла-младшего «Кто там?». Однако первая экранизация была столь популярна и на слуху, что именно успех картины 1951 года позволил хорошо вложиться в ремейк: 15 миллионов долларов — очень внушительная сумма по меркам 1982 года. Дело было верное, тем более что у руля был посажен режиссер Джон Карпентер, чьи «Хэллоуин», «Туман» и «Побег из Нью-Йорка» легко стали хитами проката.
Карпентер использовал бюджет на полную катушку: по части страшенных научно-фантастических эффектов фильм на тот момент почти не имел равных. Новая техника позволила полностью переработать монстра — теперь это не просто ходячий космический гоблин, а полноценная полиморфная тварь.
Еще один перезапуск случился в 2011 году, но что толку о нем вспоминать?
За пригоршню долларов
Yôjinbô (1961)
Per un pugno di dollari (1964)
Первый культовый спагетти-вестерн Серджо Леоне был в общем-то целиком сворован. Сам стиль вестерна сперли в Америке, а идею для сюжета — у японцев, из потрясающего фильма Куросавы «Телохранитель». Вот такая итальянская работа. Продюсерам в итоге пришлось откупаться от японцев и платить им проценты со сборов.
Но к чему эти меркантильные разговоры, если мы ведем речь об одном из величайших вестернов, где сам Клинт Иствуд инициирует жесточайшую резню в бандитском мексиканском захолустье! Да еще под музыку Морриконе.