1. Веселые старты
«Аэроплан!» был по факту самой первой самостоятельной киноработой Джима Абрахамса, Дэвида Цукера и Джерри Цукера (если не считать снятой по их сценарию Джоном Лэндисом комедии «Солянка по-кентуккийски»).
Обошелся фильм всего в три с половиной миллиона долларов, а в кинопрокате собрал 130 миллионов — кто ж не мечтает о таком дебюте! При этом тестовые просмотры прошли довольно вяло, и потому успеха от фильма никто особо не ждал, а он взял да и отбил свой бюджет уже в первые два дня проката.
Забавно, но все думают, будто «Аэроплан!» пародирует оскароносный фильм «Аэропорт» 1970 года по роману Артура Хейли, хотя в реальности «Аэроплан!» задумывался как пародия на другое кино — «Час зеро!» 1957 года, по другой истории того же Артура Хейли.
Многие куски из фильма «Час зеро!» были взяты практически дословно, так как права на фильм принадлежали той же кинокомпании, что снимала «Аэроплан!», а значит, вопрос соблюдения авторских прав отпадал сам по себе.
2. Танцы плюс
Одна из самых уморительных сцен ленты. Дискотека с песней Bee Gees «Stayin' Alive» содержит небольшой трюк: песня играет быстрее, чем она звучит в оригинале. Чтобы ее ускорить, пришлось получать специальное разрешение у самой австралийской группы Bee Gees.
3. Двойники-извращенцы
Большинство ключевых ролей в комедии «Аэроплан!» раздали актерам, которые до того момента играли исключительно пафосных и неулыбчивых героев, в том числе в фильмах-катастрофах. То есть, по сути, Роберт Стэк (капитан), Ллойд Бриджес (главный диспетчер), Питер Грейвс (пилот) и Лесли Нильсен (доктор) исполняли свои привычные роли, только комично вывернутые наизнанку. Это как если бы Стивен Сигал вдруг снялся в дичайшей комедии про неудачника-спецназовца.
Надо сказать, что практически всем перечисленным актерам перепрофилирование пошло на пользу: они стали очень востребованными, а Лесли Нильсен и вовсе стал одним из ведущих голливудских комиков, во что до «Аэроплана!» было просто невозможно поверить. Нильсен впоследствии говорил, что был несказанно счастлив, что его позвали сниматься в кинокомедию, ибо перспектива всю оставшуюся жизнь играть отца семейства его угнетала.
4. Муки творчества
Братья Цукеры и Абрахамс испытывали изрядные трудности, когда пытались объяснить студийным боссам, что за кино они хотят снять. В итоге они придумали формулировку «Мы хотим снять „Зверинец“ в самолете!», что было, конечно, абсолютной неправдой («Зверинец» Лэндиса на «Аэроплан!» не похож никоим боком), но, по крайней мере, давало продюсерам представление о том, что задумано что-то дикое и безумное.
Еще одна проблема и вовсе была порождена дурацкой бюрократией: профсоюз режиссеров заявил, что это против правил — ставить в титры фильма имена сразу трех режиссеров. Это привело к затяжным препирательствам и выяснениям отношений с профсоюзом.
Сами же съемки фильма прошли быстро: все было готово за 34 дня. Они прошли без особых приключений, и все же кое-что пришлось менять по ходу дела. Например, фраза «Сидел ли ты когда-нибудь в кабине пилота?», с которой пилот обращается к мальчику, поначалу звучала в разы более провокационно: «Видел ли ты когда-нибудь пипиську взрослого человека?»
5. Награда нашла героя
Дэвид Цукер вспоминал, что много лет спустя после выхода фильма к нему на баскетбольном матче в Нью-Йорке подошел Вуди Аллен. Аллен прямо признался, что очень любит «Аэроплан!».
Для Цукера такое признание оказалось невероятно трогательным, так как и он, и его соратники очень многому научились, наслаждаясь творениями Вуди Аллена.
6. Второе пришествие
Создатели «Аэроплана!» категорически отказались снимать вторую серию фильма, потому что, по их собственным словам, они полностью исчерпали весь потенциал гэгов на аэропортовую тематику.
Тем не менее Airplane II: The Sequel (на космическую тему) увидел свет пару лет спустя и оказался не так уж плох, хотя куда менее успешным в прокате. Снял сиквел канадский комедиограф Кен Финклеман. Цукеры и Абрахамс к его созданию оказались абсолютно непричастны.
7. Благодарные потомки
Один из братьев Фаррелли (режиссеры знаменитых комедий «Тупой и еще тупее» и «Все без ума от Мэри»), а именно Питер Фаррелли, хорошо помнит, как смотрел «Аэроплан!» в первый раз. «Я был в штате Род-Айленд, когда увидел «Аэроплан!». Смотреть его в первый раз в кино — это такое же невероятное событие, как видеть живьем выступление Led Zeppelin или Talking Heads. Но в то время мы еще не понимали, что познакомились с принципиально новым видом комедий, который позднее получил прозвище «школа Цукера — Абрахамса — Цукера».
Питер Фаррелли в какой-то момент осмелился послать Дэвиду Цукеру один из своих сценариев, и тот тотчас дал ему работу в Голливуде. «Без братьев Цукеров не существовало бы никаких братьев Фаррелли!» — закономерно утверждает Питер.
На сегодня у нас все. Но если вы не хотите расставаться с Лесли Нильсеном, Абрахамсом и Цукерами, читайте нашу статью о другом потрясающем фильме — «Голый пистолет»!