1. Гнездовик кукушки
Кен Кизи — один из наименее плодовитых писателей из числа великих. Его библиография — это всего-то четыре романа. Можно даже подумать, что он помер почти сразу после написания «Кукушки» в 1962-м, только это не так. Через два года он издал роман «Порою блажь великая» (в другом варианте перевода — «Порой нестерпимо хочется…»), который не вызвал такого же энтузиазма.
На реабилитацию у автора ушло почти тридцать лет: в 1992 году Кизи закончил третий, очень удачный во всех отношениях труд «Песнь моряка», после чего опять впал в режим вялописательства.
Надо сказать, что «Кукушка» сразу взорвала американское общество. Уже в 1963 году великий Кирк Дуглас выкупил права на любые адаптации этой книги и тотчас поставил спектакль, где сам же и сыграл главную роль.
Так что первым Рэндлом Патриком Макмёрфи был Кирк Дуглас. Тебе придется как-то жить с этим знанием дальше.
2. Кукушка на взлете
Как уже мы сказали тебе выше, Кирк Дуглас выкупил права на любые постановки романа Кена Кизи. Однако кинофильмом занялся вовсе не Кирк, а его старший сын — Майкл Дуглас. Именно он стал продюсером экранизации вместе с печально знаменитой акулой шоу-бизнеса по кличке Сол Заенц.
Кинокомпании отказывались снимать фильм под самыми разными предлогами. Например, требовали хеппи-энда для Рэндла Макмёрфи. Лишь к середине 70-х проекту был дан зеленый свет.
Оставалась самая малость — найти толкового режиссера. Еще в 60-е годы Кирк Дуглас приезжал в Чехословакию то ли по программе культурного обмена, то ли еще по какой-то бредовой дипломатической линии. Там его познакомили с молодым талантом Милошом Форманом. Кирк рассказал ему о книге Кена Кизи и пообещал прислать, однако посылку конфисковали бдительные социалистические силовики. В общем, Милошу Форману была не судьба заняться этим проектом.
Помогла политика. После жестокого подавления Пражской весны Милош Форман сбежал в Америку, где в 1971 году снял комедийную драму об отцах и детях «Отрыв», за что и получил гран-при в Каннах.
3. Пролетающие над гнездом кукушки
Джек Николсон вовсе не был каким-то удачливым залетным артистом, чьи пробы оказались интереснее остальных. Нет, его хотели поставить в этот проект главным с самого начала. Да, он не был суперзвездой Голливуда, но в фестивально-независимом кино Америки Николсон уже являлся важной фигурой.
Милош Форман говорил, что ему требуется харизматичная, настоящая звезда в центральной роли и абсолютно никому не известные актеры второго плана. Тогда вся эта команда и вправду будет воспринимать Макмёрфи как лидера.
С Макмёрфи все прошло гладко. А попотеть пришлось в поисках Вождя. С большим трудом был найден подходящий по габаритам индеец. Оказывается, гиганты-индейцы — великая редкость. Этого звали Уилл Сэмпсон, и он работал лесником в одном из парков Орегона. Кроме него кандидатов вроде бы не было, и если ты видел фильм, то понимаешь почему. Пришлось Уиллу начинать полноценную актерскую карьеру. Кстати, его рост — 2 метра 1 сантиметр.
4. Выпавший из гнезда
Из массовки, населяющей психиатрическую клинику, многие были душевнобольными пациентами, ведь фильм снимался в орегонском сумасшедшем доме. Настоящие актеры тоже там поселились и жили по всем строгостям клинического режима. Станиславский был бы доволен!
Трагичнее всего сложилась судьба актера Уильяма Редфилда, который играл сдавшегося интеллектуала Дэйла Хардинга.
Как мы говорили, съемочной площадкой стала реальная психиатрическая клиника в Орегоне. А ее директором был самый что ни на есть настоящий доктор Дин Р. Брукс, который не только помог со всем антуражем и организацией, но и с энтузиазмом отыграл роль доктора Джона Спиви. Будучи врачом, Брукс заметил некоторые странности в состоянии Редфилда и поставил актеру диагноз «лейкемия». Диагноз, к сожалению, оказался точным, и Редфилд скончался через полтора года после съемок.
Была и еще одна жертва съемок, только, скорее, курьезная. Кто-то из съемочной группы не прибрал кабели, свисавшие из окна. Это заметил пациент клиники и выбрался по ним наружу, болезненно шмякнувшись оземь, где его и нашел персонал. Местная газета на следующее утро написала передовицу с креативным, по ее мнению, заголовком: «Вылетевший из гнезда кукушки».
5. Поехавшая кукухой
Актрисе Луизе Флетчер более всех досталось дурного настроения на съемках — еще бы, она вжилась в зломерзостный образ медсестры Милдред Рэтчед и не выходила из роли. Все вокруг и в самом деле стали считать ее мымрой. Чтобы доказать, что она не такая, Луиза под конец съемок раскрепостилась и принялась расхаживать по площадке в одних шортах.
6. Гнездо на голове
Старомодная прическа сестры Милдред — это не только демонстрация ее вопиющей консервативности, но и намек на два сатанинских рога.
7. Кукушата
Любопытная вещь. В дурдоме содержались три персонажа, которых играли Джек Николсон, Винсент Скьявелли и Дэнни Де Вито. Эта троица интересна тем, что впоследствии каждый из них воплотил злодея в фильмах Тима Бертона: Николсон — Джокера, Скьявелли — Шарманщика, ну а Де Вито, само собой, Пингвина.
8. Кукух не хвалит кукуха
Угадай с трех раз, понравился ли Кену Кизи фильм по его книге. Угадал! Не понравился, конечно. По словам писателя, кинематографисты изувечили его историю. Более всего его бесило то, что повествование не велось от лица Вождя, как положено по канону.
А еще Кен Кизи в сердцах изрек проклятие, что никто не заставит его пересматривать эту картину. Однажды он случайно наткнулся на интересное кино на каком-то телеканале и лишь только понял, что это и есть «Кукушка», как тотчас переключился на другую программу. Вот такие принципиальные писатели росли в двадцатом веке в Америке!
9. Полет во сне и наяву
Кен Кизи мог ворчать сколько угодно, но кинофильм «Пролетая над гнездом кукушки» стал одним из самых кассовых фильмов своей эпохи и сорвал джекпот из пяти главных «Оскаров»: фильм, режиссура, актер, актриса, сценарий. Такое совпадает крайне редко.
Фильм не сгубило ни проклятие автора книги, ни даже то, что Джек Николсон разругался с Милошом Форманом в пух и прах — на съемочной площадке они общались исключительно через посредника. Магия кино работает зачастую через задницу, согласись.