Cамо собой разумеется, что фильмы ужасов и смерть идут рука об руку, и, усаживаясь смотреть фильм с условным названием «Ужасы кровавого дома с призраками и каннибалами из ада», мы предвкушаем, что сейчас кого-нибудь расчленят, съедят или, по крайней мере, добротно понадкусывают.
А что будет, если извлечь из хорроров их основной ингредиент? Такому фильму придется стараться в два раза сильнее, чтобы держать зрителей в том же напряжении, что и их смертосодержащие собратья по жанру. Часто именно такие фильмы и западают в память.
«Бабадук»
«Бабадук», вышедший на экраны в 2014-м, называли «самым страшным фильмом года», и это при том, что за все время на экране никто не умер. Главный злодей мистер Бабадук, обитающий в детской книжке и приходящий из темноты, — воплощение психологической травмы, которую пережила главная героиня, мать-одиночка, потерявшая мужа. Но все это понимаешь, уже досмотрев фильм до конца и неоднократно покрывшись холодным потом от зловещего скрежета за обоями и крючковатых пальцев, появляющихся из темноты.
«Голова-ластик»
Первый полнометражный фильм Дэвида Линча считается культовой классикой во многом из-за сюрреалистичности происходящего на экране: главный герой пытается выжить в индустриальном мире вместе со своей женой и младенцем-мутантом, а также целым сонмом галлюцинаций.
Однозначно сказать, умирает кто-то в «Голове-ластике» или нет, сложно. Возможно, даже сам Линч не рискнул бы дать ответ. Но Линч и вряд ли ответит, что из происходящего в фильме — реальность (если можно употребить это слово по отношению к «Голове-ластику»), а что — тревожные фантазии, сны и прочий морок.
«Проклятие»
Да, в этом фильме есть мертвая женщина, но она уже мертва на начало фильма, а больше в «Заклятии» никто не погибает. Тем не менее история об одном из дел, за которое берется семейная пара сертифицированных исследователей паранормальных явлений, держит в таком напряжении все время, что даже безобидный хлопок и стук двери заставляют нервно подпрыгивать на месте.
«Другие»
Николь Кидман в этом фильме выступает в мрачном амплуа одинокой женщины, ожидающей мужа с войны и заботящейся о двоих детях, страдающих от редкой болезни, связанной со светобоязнью. В итоге вся троица обитает в темном, мрачном доме, в котором заводятся призраки (тот случай, когда уместно сказать «от сырости»).
Финал фильма переворачивает с ног на голову жанр психологического хоррора, но тем не менее можно смело сказать: на экране никто не умирает.
«День дурака»
На первый взгляд это классический слэшер в лучших традициях 80-х: группа друзей собирается 1 апреля в особняке у старого приятеля. Но за годы, что они не виделись, приятель этот пристрастился к довольно жестоким и даже кровавым розыгрышам. Фильм под завязку набит сценами ужасных смертей. Но — уж прости за спойлер — в финале оказывается, что все это… Впрочем, нет, не будем раскрывать последнюю карту.
«1408»
Одна из лучших экранизаций Стивена Кинга. Наслушавшись рассказов о паранормальных явлениях в одном из номеров отеля «Дельфин», циник и материалист решает провести там ночь и в результате сталкивается с чистым злом. Главному герою удается преодолеть ужасы как собственного разума, так и поток насилия, рождаемый стенами помещения, в котором он оказался заперт, и использовать силы номера 1488 против него самого.
Практически хеппи-энд, но, как это часто бывает у Кинга, есть один нюанс… Впрочем, в фильме все же никто не умирает!
«Мрачные небеса»
Инопланетяне — частые гости в фильмах ужасов. Но в подавляющем большинстве случаев они уничтожают землян при помощи своих инопланетных технологий или, как минимум, проводят бесчеловечные опыты. Инопланетяне из «Мрачных небес» — другого рода. Они охотятся на детей с неясными, но, без сомнения, пугающими целями. Так что страх смерти в фильме успешно заменен на страх быть пойманным.
Смерти, на экране, правда, есть, но это исключительно птицы-камикадзе.
«Фото за час»
Робину Уильямсу удалось блестяще показать одинокого работника фотоателье, чей интерес к жизням клиентов, приносящих пленки на проявку, однажды перерастает в одержимость. Когда он понимает, что идеальная семья, чье фото с дней рождения и семейных праздников он привык проявлять, вовсе не идеальная, он решает вмешаться в их жизнь. При том что фильм довольно жуткий и держит в напряжении до последнего кадра, все герои в нем остаются живы.
«Полтергейст»
В фильме про дом с богатым внутренним миром «Полтергейст» (1982) достаточно жути: мстительных скелетов, клоунов-душителей, кровожадных деревьев, потусторонних сущностей из параллельной реальности, мерзких насекомых и так далее. Если удастся продраться через эту бережно собранную по всем жанрам фильмов ужасов паранормальщину, выясняешь, что так никто и не погиб.