«Чисто английское убийство» (режиссер Самсон Самсонов, 1981 год)
В ночь перед Рождеством в фамильную берлогу лорда Уорбека слетаются коршуны… простите, его родные и друзья, столь близкие друг другу, что дело доходит до убийства. И жертвой падает отнюдь не ветхозаветный лорд. По счастью (для всех, кроме жертвы), в поместье гостит головастый историк. А раз историк, то ему и распутывать эту историю.
По одноименному роману английского мастера классического детектива Сирила Хейра. Известные советские актеры (Алексей Баталов, Иван Переверзев, Борис Иванов, Леонид Оболенский, Файме Юрно, Георгий Тараторкин и другие) столь элегантно играют английскую жизнь, что мурашки берут! Да, и еще чертовски прекрасная юная Ирина Муравьева предстает здесь в совершенно непривычном амплуа.
«Авария» (режиссер Витаутас Жалакявичюс, 1974 год)
С порога заявим, что фильм сделан по одноименной повести тончайшего кудесника в жанре психологического детектива — швейцарца Фридриха Дюрренматта. Если вы вдруг ни разу не читали ни одного его произведения, значит, не жили. Срочно начинайте жить — бегом в библиотеку и хватайте первое, что там есть, не пожалеете!
Но к делу. У живчика и успешного предпринимателя Альфредо Трапса, проезжая глухими бубенями, вдруг ломается машина. Волею судеб ему приходится заночевать у местного отставного судьи. На ужин к нему является остальная часть колоды: прокурор, адвокат и палач, все также в отставке.
Вся эта шайка-лейка стариков-разбойников, глядя честными глазенками, сладко напаивает и вкусно закармливает гостя до состояния воска. Ему невдомек, что главное блюдо — давняя игра дедулей — постановка судебного процесса. Разомлевший Трапс соглашается принять участие в игре как подсудимый — другие-то места заняты! Каков был вердикт и что засим последовало, не скажем под страхом смертной казни. Смотрите сами, лучше фильма вам никто не расскажет, только сам Дюрренматт разве что.
В ролях такой аппетитный картёж, что дух вон: Регимантас Адомайтис, Ростислав Плятт, Валентин Никулин. А роль бриллианта, такого же зловещего, хотя и вроде бы весело поблескивающего, как и вся корона, — у Ирины Мирошниченко восхитительной.
«Тайна „Черных дроздов“» (режиссер Владимир Дербенёв, 1983 год)
Экранизация бриллианта детективной литературы — романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи».
Владелец заводов, газет, миллионов и крайне скверного характера Джордж Фортескью покушал мармеладу и умер. Сладкое, конечно, вредно, но не настолько: столп семейства и общества пал от руки яда. Подозреваемые в ассортименте, полон дом, причем немалый: дети, жена с любовником и верные слуги даже у самих себя вызывают подозрение.
В критический момент прилетает английский Бэтмен — мисс Джейн Марпл, и она всех спасает. Кроме убийцы и жертвы, уж простите, но тут даже она бессильна.
«Ищите женщину» (режиссер Алла Сурикова, 1982 год)
У сей двухсерийной фильмы немножко запутанная литературная подоплека: он снят по пьесе француза Робера Тома (в обоих случаях ударение на последний слог), которая является адаптацией пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла «Миссис Пайпер ведет следствие». Картина еще не началась, а уже интрига!
Накануне Нового года мадемуазель постбальзаковского возраста Алиса Постик, секретарь нотариальной конторы мэтра Роше, находит в этой самой конторе труп этого самого мэтра с ножом в спине. Следуя старинному обычаю, она падает в обморок. Но сперва выполняет гражданский долг — вызывает полицию.
Прибывшие на вызов боши (или ажаны?) труп, однако, не находят. Но — чудо новогоднее! — труп находит их сам: мэтр Роше входит в контору живой и здоровый, со спиной, но без ножа. Чем без ножа режет мадемуазель Постик: она клянется инспектору Грандену (который, кстати, оказывается потерянной любовью ее юности), что видела труп как живой, и с присущим одиноким девушкам энтузиазмом находит тому доказательства.
«Инспектор Гулл» (режиссер Александр Прошкин, 1979 год)
Если вы не слышали о Джоне Бойнтоне Пристли, то знайте: это превосходный писатель, романист и драматург. Сей двухсерийный драматичный и психологичный советский фильм поставлен по мотивам его пьесы «Визит инспектора», уже давно ставшей классикой литературы.
Почтенные буржуа — отец, мать и дочь Берлинги — в собственном богатом доме отмечают помолвку юной Шейлы. Жених таков, что нравится всем: и дочери, и амбициозному папаше, и еще более амбициозной матушке. Но, между нами, скотина он порядочная. Вдруг чинное торжество нарушает гость, который представляется как инспектор Гулл.
Визитер сообщает пренеприятное известие: страшная смерть настигла некую девушку Еву Смит. Слово за слово, и аргументами по столу инспектор доказывает присутствующим здесь дамам и господам, что абсолютно каждый из них — виновник ее смерти. Но на этом все не заканчивается, не будь это Джон Бойнтон Пристли!
«Опасный поворот» (режиссер Владимир Басов, 1972 год)
По роскошной одноименной пьесе опять же Джона Бойнтона Пристли великолепного. Встреча давних беззаботных и безбедных вроде бы друзей оборачивается вечером чудовищных признаний и ужасающих откровений. В том числе внезапно раскрывается тайна смерти их приятеля, и на фоне прочих открытий вроде бы друг о вроде бы друге она выглядит как Дюймовочка на фоне ядерного взрыва.
«Ошибка Тони Вендиса» (режиссер Василе Брескану, 1981 год)
Снято по остросюжетной пьесе Фредерика Нотта «Телефонный звонок». Блистательный дуэт Игоря Костолевского и Александра Филиппенко, которые магнетически держат зрительское внимание даже в столь неспешном темпе повествования.
Теннисист Тони Вендис вовсе не то, чем кажется. Красавец — да, усач — да, но не хороший парень, о нет. Он задумывает убийство жены, причем изуверски коварным и подлым образом. В теннисе такому не учат!
До финала эта история сделает столько поворотов, что у нее самой закружится голова. Если у вас тоже, не бойтесь: это нормально, это от восторга. Чуть не забыли предостеречь: интерьеры и антуражи столь стильные, что временами отвлекаешься даже от такого повествования и начинаешь любоваться ими как дитя.
«Женщина в белом» (режиссер Вадим Дербенёв, 1981 год)
По одноименному таинственному роману Уилки Коллинза. Молодой художник Уолтер Хартрайт (его играет трепетный, как пушок одуванчика, Александр Абдулов) прибывает в имение богатого эсквайра Фредерика Фэрли не то чтобы в погоне, но все же за длинным рублем, то есть фунтом. По пути он встречает странную (по тем временам, по нынешним-то дело обычное), но прекрасную собой девушку в белом.
Прибыв в пункт назначения, юный Хартрайт видит там вроде ту же девицу, да не ту: это дочь его нанимателя — Лора Фэрли. Обитатели поместья уверяют его, что она не дубликат и не копия, а оригинал в единственном экземпляре. Дальше начинается такое, что ни в сказке сказать, а только в романе или вот в фильме. Назовем лишь ключевые слова: кипучая страсть, бешеные деньги, сумасшедший дома, незаконнорожденный ребенок, подстава, загадочная смерть.
Неизвестный комедийный детектив Эльдара Рязанова, запрещенный в СССР: «Убийство в библиотеке», 1966 год (видео прилагается)
Читаем немой укор и укоризненный вопрос в глазах таких же, как автор текста, повернутых на детективной теме читателей: «А где же детектив такой-то и детектив сякой-то?! Ах вы, такие-сякие!» А во второй части обозрения, мы коварно разрезали его пополам. Так что следите за MAXIM, как Шерлок Холмс за своим весом: продолжение следует!