1
Начнем, как это принято у мух, издалека. Из 1957 года. Франко-английский писатель и некогда боец Сопротивления Жорж Ланжелан опубликовал в журнале Playboy (да-да, не шутим) научно-фантастический рассказ «Муха». Сие творение настолько взбудоражило голливудские умы, что акулы шоу-бизнеса мгновенно купили права на экранизацию, и уже через год, в 1958-м, «Муха» стала шагать по экранам.
Та первая постановка сюжетно сильно отличалась от привычной нам современной версии. Основная идея прежняя. Ученый-одиночка построил машину для телепортации объектов и испытал на себе. Однако залетевшая в прибор муха испортила чистоту эксперимента: ДНК изобретателя и насекомого перемешались, теперь он трансформируется в жуткое и омерзительное существо. Все остальное в старой кинокартине построено совершенно иначе. Например, основным двигателем сюжета являются попытки ученого и его супруги исправить проблему, поймав муху-виновницу и провернув эксперимент в обратную сторону. Занятное кино.
Кинокритики не были в особом восторге от «Мухи», однако она внезапно стала одной из наиболее кассовых лент 1958 года. Жаль, но режиссер и продюсер Курт Нойманн так и не узнал о триумфе: он умер спустя всего пять недель по окончании съемок. Продолжения — «Возвращение мухи» и «Проклятие мухи» — воплощали на экране совершенно другие творческие коллективы.
2
В начале 1980-х годов два закадычных продюсера — Мел Брукс и Стюарт Корнфельд (его Том Круз будет пародировать в «Солдатах неудачи») — задумали переснять «Муху» по-новому. С огоньком, жестко и с авторским взглядом на тему. Автора долго искать не пришлось: прямо рядышком рос и мужал гигант провокационного и гадкого хоррора Дэвид Кроненберг. В придачу Кроненберг еще видел ту, старую «Муху», когда она только вышла в прокат, ему тогда было восемнадцать. Так что Кроненбергу ничего долго объяснять не пришлось. Мел Брукс тем временем попросил убрать свое имя из титров и афиш, чтобы зритель не подумал, будто перед ним кинокомедия.
3
Следующей задачей было найти артиста с максимально безумной внешностью. Кроненберг категорически не хотел снимать Пирса Броснана, на котором настаивал Мел Брукс. Нашелся не очень знаменитый, зато колоритный потомок российских эмигрантов Джефф Голдблюм — актер и джазовый пианист. А вместе с Голдблюмом — его тогдашняя подруга Джина Дэвис.
4
Джефф Голдблюм написал письмо Винсенту Прайсу, актеру из «Мухи» 1958 года. В послании говорилось следующее: «Надеюсь, что это кино вам понравится так же, как мне понравилось ваше». Винсент Прайс был тронут подобным вниманием и, конечно, пошел в кино. После чего заявил: «Зрелище было прекрасно до определенного момента… но затем слегка переборщили».
5
Брайан Ферри написал для кинокартины песню «Help Me». Она всем очень понравилась, однако настолько не стыковалась с атмосферой картины, что в итоге включена лишь крохотным обрывком. Основную музыку создавал Говард Шор, который работал бок о бок с Кроненбергом с давних пор, еще с фильма «Выводок».
6
Самую важную часть кинопроцесса — создание грима и устрашающих метаморфоз — доверили мастеру спецэффектов Крису Уоласу. Незадолго до этого Уолас создавал гремлинов для одноименной картины. За «Муху» он получит «Оскара», а еще потом станет режиссером второй части, которая выйдет в 1989-м. Уолас сперва закончит костюм финальной стадии человека-мухи, а затем будет постепенно создавать промежуточные ступени от человека к мухе. Спецэффекты по тем временам были невиданные и целиком аналоговые.
7
Однажды — это было еще до «Мухи» — Мартин Скорсезе насмотрелся фильмов Дэвида Кроненберга и захотел с ним познакомиться. При встрече Мартин сказал Дэвиду, что тот очень похож на типичного пластического хирурга с Беверли-Хиллз. Сказанное вдохновило Кроненберга сыграть крохотную роль доктора в картине о душевных и телесных мухах.
8
Несмотря на физиологическую отвратительность царящего на экране, критики рукоплескали. В кои-то веки, по их мнению, ремейк превзошел оригинал, даже еще при этом выглядит как подлинно авторское произведение. Особенно внезапно были найдены параллели между показанной историей деградации тела человека и новоявленной загадочной заразой под названием «СПИД». Зритель ответил солидарностью, и «Муха» собрала в прокате 60 миллионов долларов, окупив пятикратно затраты на постановку. Сейчас фильм Кроненберга специалисты рассматривают как первый коммерчески удачный образец боди-хоррора и образцово-показательный фантастический хоррор восьмидесятых.
Что такое боди-хоррор и с чем его едят, мы объясняем отдельной статьей: Все существующие жанры хоррора и лучшие фильмы-образцы.