Мало что сравнится по напряженности со смертью главного героя в фильме. Впрочем, обычно режиссеры берегут нежные чувства зрителей, оставляя ключевых персонажей пусть на волосок от гибели, но все же живыми.
Тем не менее в кинематографе есть отличные примеры фильмов с открытым финалом, в которых судьба главных героев остается неопределенной, и зрителям приходится самим делать выводы, персонаж скорее жив или скорее мертв. Правда, в большинстве случаев достаточно простой логики, чтобы понять, какую судьбу уготовил режиссер герою, даже если на экране этого не показали.
И вот семь таких персонажей!
Карл Фредриксен из «Вверх!»
Анимационный фильм Pixar «Вверх!» начинается с хроники семейной жизни Карла и Элли Фредриксен с момента свадьбы до смерти Элли. После этого престарелый Карл предпринимает довольно депрессивную попытку придать смысл своей жизни и совершает фантастическое путешествие, привязав к своему дому воздушные шары.
Так вот, по очень популярной и, надо сказать, правдоподобной теории, Карл умер во сне в своей собственной кровати, а его полет — это путешествие души в загробный мир. Юный бойскаут, сопровождающий Фредриксена, — ангел-хранитель, которому надо совершить последнее доброе дело, чтобы заработать крылья настоящего ангела. По другой версии, это нерожденный ребенок Карла и Элли.
Доктор Райан Стоун в «Гравитации»
В финале фильма Альфонсо Куарона «Гравитация» Райан Стоун (Сандра Баллок) возвращается на Землю. Но все ли так просто?
После того как Стоун предпринимает неудачную попытку спасения, она, отчаявшись, отключает себе кислород. Но, прежде чем погибнуть от кислородной недостаточности, она видит мертвого лейтенанта Ковальски (Джордж Клуни), настаивавшего на том, что она не должна сдаваться.
Возможно, все было именно так. Но намного более вероятно, что кислородное голодание убило ее, и остальная часть фильма (чудесное выживание и все такое) — всего лишь финальные образы, пульсирующие в ее умирающем мозгу, погибающем от кислородного голода.
В конце концов «Земля», на которую приземляется Стоун, выглядит слишком идеально. Как декорации загробного мира.
Джон «Скотти» Фергюсон в «Головокружении»
Главный герой хичкоковского триллера — детектив Джон «Скотти» Фергюсон увольняется из полиции из-за своего патологического страха высоты. Как нам показывают в прологе, Фергюсон, преследуя преступника по крышам, поскальзывается и повисает, ухватившись за водосток. Его коллега пытается спасти его, но, так как Фергюсон боится протянуть ему руку, все заканчивается тем, что полицейский сам падает с крыши и разбивается.
Фергюсон же тем временем чудесным образом спасается: в следующей сцене мы видим его целого и невредимого. Учитывая любовь Хичкока к психологической игре со зрителями и общий характер фильма, даже сегодня, спустя полвека после его премьеры, критики ведут горячие споры, выжил Фергюсон или погиб еще в прологе, упав с той крыши, а все, что мы видим после, — странный результат работы синапсов в последние моменты активности его мозга.
Марла Сингер в «Бойцовском клубе»
«Бойцовский клуб» Дэвида Финчера знаменит в первую очередь одним из самых знаковых поворотов сюжета в истории кино, когда главный герой и рассказчик (Эдвард Нортон) и его деструктивный приятель Тайлер Дерден (Брэд Питт) оказываются одним человеком, причем последний — вторая личность в сознании первого.
Умышленно ненадежный характер фильма породил бесчисленное количество теорий и интерпретаций, среди которых самая интересная гласит, что возлюбленная главного героя Марла Сингер тоже не существует.
«Доказательств» бесчисленное множество. Во-первых, герой знакомится с Марлой на анонимной встрече больных раком яичек. Затем Марла спокойно курит на встрече больных туберкулезом, и никого, кроме главного героя, это не волнует. Может, потому, что ее на самом деле нет? Еще Марла одевается так же, как рассказчик и Тайлер, и это она, вероятно, была «человеком», который упаковал фаллоимитатор в багаж рассказчика. Плюс Тайлер спас Марлу от самоубийства, чтобы сохранить жизнь всем троим (ведь если Марла умрет, умрут все).
Охотники за привидениями в «Охотниках за привидениями»
В начале «Охотников за привидениями» Игон (Гарольд Рамис) предупреждает остальных охотников за привидениями, что они никогда не должны пересекать лучи своих протонных ранцев, иначе могут вызвать «мгновенную остановку всей жизни, какой вы ее знаете, и взрыв каждой молекулы в вашем теле со скоростью света». Или, как выразился Рэй (Дэн Эйкройд), «полное протонное обращение».
Но в конце фильма Игон в отчаянии велит им игнорировать его предыдущий совет, и команда пересекает лучи, чтобы победить Гозера и спасти мир.
Тем не менее популярная фанатская теория фанатов гласит, что Гозера победить охотникам удалось, но и сами они пали смертью храбрых.
Кстати, «Охотники…» входят в 7 самых обязательных фильмов с Биллом Мюрреем, не считая «Дня сурка».
Лори Строуд в «Хэллоуине-2» (2009)
Версия фильма Роба Зомби «Хеллоуин-2», шедшая в кинотеатрах, заканчивается тем, что Лори Строуд убивает Майка Майерса, после чего появляется перед полицией в его маске.
В финальной сцене Лори, по-видимому, пребывает в психиатрической лечебнице, потому что она видит мать Майка Дебору с лошадью — ту же галлюцинацию, которую видел весь фильм Майк.
Подразумевается, конечно, что Лори сошла с ума и ей суждено пойти по тому же смертоносному пути, по которому пошел и ее брат. Но, по словам режиссера Роба Зомби, этот двусмысленный финал на самом деле означал смерть Лори.
Это подтвердилось, когда была выпущена режиссерская версия «Хэллоуина-2», которая завершилась тем, что безумная Лори подняла нож Майкла и направилась к Сэмюэлю Лумису только для того, чтобы ее застрелила полиция.
Режиссерская версия заканчивается той же больничной сценой. В общем, получается, что Лори умерла в обеих версиях.
Трэвис Бикл в «Таксисте»
Возможно, самая популярная теория о погибающем главном герое в истории кино восходит к классическому триллеру Мартина Скорсезе «Таксист», в котором одинокий таксист Трэвис Бикл медленно впадает в кровавое безумие.
В кульминации фильма Бикл устраивает перестрелку в борделе, чтобы спасти, как ему кажется, малолетнюю проститутку Айрис, но сам получает рану в шею. Прибыв на место происшествия, полиция видит истекающего кровью Бикла, который имитирует, что стреляет себе в голову и теряет сознание.
Но в следующей сцене выживший Трэвис получает письмо с благодарностью от родителей Айрис, а еще снова встречается с отвергнувшей его ранее девушкой Бетси.
Многие интерпретировали этот почти пародийно счастливый конец как не более чем оптимистичный сон Трэвиса, когда он действительно истекает кровью после перестрелки в борделе.
Тем не менее и Скорсезе, и писатель Пол Шредер отвергли такое предположение. Но фанатов фильма это не очень убедило.