Про лучший семейный мульт мы отнюдь не преувеличиваем, ибо даже самая топовая студия планеты Pixar пребывает в фазе творческого ступора и после «Вверх» и третьей «Истории игрушек» чаще промахивается, чем попадает в цель.
«Головоломка» (2015) и «Головоломка-2» (2024) буквально за уши спасли и вытащили из болота не только репутацию Pixar, но и голливудской полнометражной мультипликации в целом, ибо здесь зрителям выдали полный запас всех патентованных фишек и сокровищ мультипликации: абсолютно новый сюжет, ранее никем не изведанная тема (поведение эмоций в голове маленькой девочки), сеанс психоанализа для самых маленьких (вообще диво дивное) и просто потрясающе увлекательное приключение, собравшее в прокате бешеные деньги.
1. Кто вообще до такого додумался?
Мультипликатор со странным именем Пит Доктер и еще более странной внешностью. Интроверт-одиночка из дыры под названием Блумингтон. Тяжело ему было с такими данными в таком месте, хулиганы мальчика лупили бесконечно. А он дома при помощи семейной камеры пытался делать мультфильмы и рисовал книжки-раскладушки.
В 1990 году Доктер окончил университет и получил несколько студенческих наград за анимационные работы, так что его завалили приглашениями. Само собой, он мечтал работать в компании Disney, однако самые щедрые предложения ему поступили совсем от других творческих коллективов. От продюсеров свежего и острого сериала «Симпсоны» и от никому не известного стартапа под названием Pixar. Напоминаем, что на дворе был 1990 год!
Доктер согласился работать в Pixar, хотя и сам не понимал, зачем так поступает и губит свою карьеру. В 2001 году выйдет его первый полнометражный мульт — «Корпорация монстров». В 2009-м он снимет мультфильм про старичка-отшельника «Вверх», судьбу и помыслы которого во многом срисует с самого себя.
Логично, что и девчонка Райли из «Головоломки» во многом списана с живого человека — с дочери режиссера, которую звать Эли в реальной жизни.
2. Как додумался?
В 2009 году Пит стал замечать, что его дочь Эли становится все более тихой и замкнутой. Ошарашенный, он стал обсуждать происходящее с коллегами по студии Pixar, и в ходе дискуссий нарисовался фундамент семейного мультфильма принципиально нового типа. С психоанализом, рефлексией, эмоциональным препарированием и визуализацией нервной системы.
Честно говоря, любой бы счел идею мультфильма безумной или, как минимум, свел бы все к очень взрослой и суровой драме, арт-хаусу либо психологическому японскому аниме. Однако студия Pixar в те годы буквально бурлила и кипела новаторскими идеями, она отбрасывала в мусор все унылое и проторенное.
На помощь авторы призвали психологов-консультантов, а также нейробиологов, которые наглядно объясняли режиссерам, сценаристам и художникам, как выглядит работа нервной системы.
3. Совпадение? Не думаем.
В 2011 году скончался основатель студии Pixar Стив Джобс, и «Головоломка» стала первым фильмом, снятым без его контроля и участия.
С точки зрения рекламы и раскрутки «Головоломка» оказалась невероятно сложным проектом, ибо в самом деле трудно представить, как затащить зрителя на столь нетиповое зрелище. Pixar справился с этой задачей, пусть и путем колоссальных капиталовложений. «Головоломка» заработала доллары (858 миллионов штук) и «Оскар» (одна штука). Но главное — стала настолько популярным феноменом, что ее упомянули в «Симпсонах». В тех самых, куда чуть было не устроился Пит Доктер опосля окончания университета.
4. Тайные знаки.
Силуэты и цвета эмоций, которые вы наблюдаете на экране, взяты не с потолка. Гнев — огненный кирпич, Страх — оголенный нерв, Печаль — голубая слеза, Брезгливость — зеленая капуста брокколи. Только одно непонятно: эмоция Радость художниками замышлялась в форме звездочки, только это какая-то незнакомая нам звездочка, ибо сходство с прототипом уловить трудно.
Всего в первой серии по сценарию планировалось изобразить 27 эмоций. К счастью, авторы вовремя спохватились, поняв, как зрители ошизеют. Численность эмоций сократили до пяти. В сиквеле 2024 года популяция эмоций существенно приросла.
5. Ритуал определения пола.
Однажды Питу Доктеру задали вопрос: по какому принципу в своих мультфильмах он наделяет эмоции тем или иным полом? Допустим, почему радость — девочка, а злобная эмоция — мальчик? Режиссер ответил, что тут нет какого-то секретного замысла, половые признаки распределяются интуитивно: более грубые эмоции — мужские, более тонкие или ранимые — женские.
6. Цвета на память.
Пузырьки памяти в мультфильмах «Головоломка» носят цвета, соответствующие той или иной эмоции. Однако этим их разнообразие не исчерпывается, ведь существуют еще серые пузырьки, которые хранят информацию без эмоциональной привязки: телефонные номера, адреса, расписание уроков и так далее. Когда воспоминание устаревает, оно блекнет, темнеет, и видео пузырька становится мутным с приглушенным звуком.
7. Тайна, покрытая картой.
В первой «Головоломке» отлично видна карта мира, висящая в школьном классе. На ней стикерами отмечены места, где происходили события предыдущих мультфильмов Pixar. В Интернете фанаты постоянно расшифровывают эту карту и составляют списки, однако, на наш взгляд, еще никто не выдал окончательного правильного варианта. Попробуйте это сделать сами, интересно же!
Что-то потрясающе интересное можно добыть не только о пиксаровских мультфильмах. Уверены, что вас это поразит прямиком в сердце: Человек, который родился в России и стал прототипом Шрека.