Карьера Кристофа Вальца началась в 1977 году… Хотя нет, что мы говорим, для всего мира она началась в 2009-м, когда на Каннском кинофестивале показали «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино.
До этого он был известен только в родной Австрии, а за ее пределами названия фильмов «Страх старой обезьяны» и «Ангел ищет крыло» никому ничего не говорили. После «Ублюдков» стал одним из самых знаменитых актеров на планете, получил в тех же Каннах приз за лучшую актерскую работу, а затем и «Оскар». В России его полковник Ланда стал самым известным штандартенфюрером после Штирлица.
И так уж повелось с тех пор, что Вальц играл в основном злодеев. Натура-то у него добрая, но, когда необходимо, глаза с невероятной легкостью становятся ледяными, взгляд — зловещим, а на губах появляется сардоническая ухмылка, не сулящая собеседнику ничего хорошего. Были у него, конечно, и роли хороших парней, как в фильмах «Джанго освобожденном» и «Алита: Боевой ангел», и смотрелся он в них отлично, но именно со злодеями он ассоциируется у большинства людей.
Полковник Ланда («Бесславные ублюдки», 2009)
Лощеная, безжалостная, высококультурная мразь из СС, которая гордится своей репутацией «охотника на евреев». Уже первая сцена с участием Вальца, когда он приходит в деревенский дом к людям, прячущим евреев и устраивает садистское представление, получая от него большое удовольствие, — сделала актера звездой. А фраза «Я говорю вам и вашим коровам „браво“!», произнесенная полковником после того, как он отведал фермерского молочка, вошла в историю кино.
Квентин Тарантино говорил, что именно эта сцена — самая любимая из всех, написанных им в жизни. Поразительно, но Квентин собирался взять на роль Леонардо Ди Каприо (благо у того есть германские корни), но потом решил найти актера, который владеет немецким получше, чем Лео. А еще, похоже, в глубине души боялся, что Ди Каприо не потянет роль, казавшуюся ему на стадии написания сценария в принципе «неиграбельной».
Именно Вальц, по словам режиссера, сделал его фильм. Кстати, у Тарантино спрашивали, как сложилась судьба Ланды после войны. Он охотно пустился фантазировать — в шутку предположил, что полковник перебрался в США, где выдал себя за героя, помогшего убить Адольфа Гитлера, а потом еще заделался детективом-любителем!
Август Розенблют («Воды слонам!», 2011)
Америка времен Великой депрессии. Джейкоб Дженковски, 23-летний поляк, учащийся в Корнеллском университете на ветеринара, примыкает к бродячему цирку, которым руководит жестокий и хитрый Август Розенблют. Его жена — наездница Марлена, главная звезда шоу — скоро становится объектом интереса Джейкоба.
Но придется выдержать нелегкое соперничество с Августом. «Воды слонам!» — фильм про борьбу с ним, садистом и мерзавцем, терзающим слониху и изводящим супругу. Вальц в этой роли во многом воспроизводит полковника Ланду из «Бесславных ублюдков»: на нем нет нацистской формы, но присутствует та же фирменная комбинация садизма и фальшивой учтивости.
Кардинал Ришелье («Мушкетеры», 2011)
Все, конечно, в курсе, что мушкетерам Дюма в книге было от 18 до 26 лет, а в кино их, кроме Д’Артаньяна, неизменно делают пожилыми, обрюзгшими дядьками. У Пола Андерсона было четкое объяснение, почему он так поступил: центральная роль Миледи была отведена его родной жене Милле Йовович и зеленые юнцы на фоне этакой зрелой красоты смотрелись бы не очень убедительно.
Ну и вообще, Андерсон, как мы помним, перефигачил в романе многое, начиная с того, что перенес действие в альтернативную реальность, где небо над Парижем рассекают летучие корабли… Но Вальц в роли Ришелье не уступает ни Милле, ни кораблям в эффектности, сама судьба вела его к образу кардинала всю жизнь.
Уолтер Кин («Большие глаза», 2014)
Самый небертоновский фильм Тима Бертона — совершенно реалистическая история про художницу Маргарет Кин, которая в середине ХХ века стаала рисовать людей с огромными глазами, то излучающими, то предвкушающими страдание. Продавались картины фантастически хорошо.
Беда была только в одном: ее муж Уолтер хладнокровно приписывал их авторство себе. Он не был каким-то патологическим подонком — в конце концов, деньги-то шли в семью! Вот и картина получилась скорее комедией (хотя не очень смешной, скажем прямо), а не трагедией.
Эрнст Ставро Блофельд («Спектр», 2015; «Не время умирать», 2021)
Придуманный Йеном Флемингом Блофельд — главный противник Джеймса Бонда, и Шон Коннери периодически сражался с ним на экране с 1962 по 1985 год. Блофельда играли хорошие, а иногда даже великие артисты (например, Макс фон Сюдов), но Вальц переплюнул всех. В первой же сцене с его участием его соратник по организации «Спектр» хладнокровно выдавливает глаза своему сопернику, а наблюдающий за этим Вальц сохраняет полное хладнокровие.
И от этого хладнокровия становится еще страшнее, чем от жуткой сцены. Потом Блофельд будет долго и изощренно мучить бедняжку Джеймса Бонда, который в финале проявит несвойственное ему высокое милосердие и не убьет гада. По-настоящему плохо Блофельду придется только в следующей картине, вышедшей шесть лет спустя.
Хамфри Уэллс («Бюро магических услуг», 2023)
Джоан Роулинг выпустила последний роман о Гарри Поттере 16 лет назад, а последний фильм о нем вышел больше десяти лет назад. Но спрос на истории о великих волшебниках и страшных гоблинах не умрет никогда. И вот в наш прокат выходит очень обаятельный австралийский фильм (действие его разворачивается в Лондоне) об английском пареньке, который хотел устроиться на работу официантом в кафе, а устроился вместо этого в заведение, расположенное по соседству.
Причем юный недотепа не заметил, что в фирме «Дж. М. Уэллс и компания» все ведут себя очень странно, а заправляет этим делом Кристоф Вальц (уже повод бежать оттуда сломя голову). Бюро занимается тем, что помогает людям, его девиз — «Совпадений не бывает». Мол, все счастливые случаи, вроде внезапных влюбленностей, встреч старых подруг или выигрышей в лотерею, подстраиваем мы.
Но уже в самом начале как бы впроброс произносится слово «душа» — и мы понимаем, что плата за магические услуги не совсем обычная. Вальц тут именно такой, как мы любим: жовиальный и инфернальный одновременно. И, кстати, ближе к концу он появляется еще в одной роли, пока не скажем в какой. И гоблины, конечно, тоже будут — в огромных количествах.