Заслышав имя «Ролан Быков», кинозритель оживляется, радостно вспыхивает глазом и начинает сыпать его ролями, будто из калейдоскопа: красноармеец из «Служили два товарища», кот Базилио из «Приключений Буратино», Башмачкин из «Шинели», Бармалей из «Айболита-66», конечно же, «логопеф» из «По семейным обстоятельствам», отец Федор из «12 стульев» и еще ого-го сколько разного.
Из режиссерских его творений самое нежное, тончайшее обожание вызвали фильм «Чучело» и невероятный, совершенно несоветский «Айболит-66».
Но сегодня, в годовщину кончины Ролана Быкова, мы хотим вспомнить то, что может быть подзабыто, и если так, то напрасно. Это выпуски сатирического киножурнала «Фитиль». Каждый — ярчайшая, несмотря на чуть потускневшую от времени пленку, иллюстрация выражения «Не бывает маленьких ролей, есть маленькие актеры». Ролан Быков, этот неприметной наружности человек ростом чуть больше полутора метров, актером был колоссальным.
«Сон в руку» («Большой фитиль», 1963 год)
«Умелая защита» («Фитиль» № 30, 1964 год)
«На троих» («Фитиль» № 32, 1965 год)
«Булочка с маком» («Фитиль» № 35, 1965 год)
Ролан Быков также режиссер этого выпуска.
«Самый храбрый» («Фитиль» № 119, 1972 год)
«Начнем новую жизнь» («Фитиль» № 150, 1974 год)
Не расходись! Памятный бонус
Даже два. Первый — злободневная в СССР миниатюра из киноальманаха «По улицам комод водили», по сути готовый выпуск «Фитиля». И второй — знаменитая актерская миниатюра «Четвертый гриб во втором составе» на пару с актером Леонидом Калиновским.