Современные писатели продолжают писать истории о покорении межзвездного пространства, находя новые интересные идеи и создавая книги на любой вкус. В честь Дня космонавтики рассказываем про несколько новых примечательных фантастических романов и циклов, которые предлагают читателям отправиться в увлекательные космические приключения.
Крис Хэдфилд, «Орбита смерти»
Дебют в фантастике одного из самых известных астронавтов в мире. Крис Хэдфилд прославился после того, как снял первый музыкальный клип прямо на МКС, а отправившись на пенсию, написал книгу воспоминаний «Руководство астронавта по жизни на Земле», которая стала бестселлером The New York Times. Во время пандемии коронавируса Хэдфилд решил попробовать силы в художественной литературе и написал фантастический триллер о том, что он знает и любит, — о космонавтике.
Сюжет «Орбиты смерти» разворачивается в 1973 году, в разгар холодной войны и космической гонки США и СССР. Американцы готовятся отправить к Луне миссию «Аполлон-18» (в реальности была отменена), но за месяц до полета перед астронавтами ставят еще и секретную цель: им предстоит уничтожить новый советский спутник-шпион. Но СССР не дремлет: уже после старта становится понятно, что Советы сумели внедрить в экипаж «Аполлона» своего агента. Роман Хэдфилда подойдет и любителям реалистичной космической фантастики вроде книг Энди Вейера, и поклонникам остросюжетного шпионского триллера в духе Фредерика Форсайта. Кстати, этим писателям «Орбита смерти» очень понравилась.
Аркади Мартин, «Пустошь, что зовется миром»
Американская писательница Аркади Мартин помимо литературы занимается наукой: она профессиональный историк и специализируется на Византии и средневековой Армении. Изучая, как древняя империя выстраивала отношения с более слабым соседом, Мартин придумала идею для своего будущего романа. Только перенесла события далекого прошлого в космос.
В столицу галактической империи Тейкскалаан прибывает посол с отдаленной станции. Махит Дзмаре молода и очарована имперской культурой, но на нее возложена важная задача — отстоять независимость станции. В первой книге цикла, «Память, что зовется империей», Махит расследовала странную смерть своего предшественника, как-то связанную с интригами вокруг имперского престола.
В продолжении Махит возвращается на родную станцию, рядом с которой был замечен громадный флот загадочных инопланетян. Именно героине предстоит попробовать наладить с ними контакт. В сиквеле масштаб событий возрастает, приобретая по-настоящему космический размах. Оба романа получили премии «Хьюго», но, по мнению критиков, вторая книга даже превосходит первую, напоминая о лучших произведениях Урсулы ле Гуин и Сэмюэля Дилэни.
Трэвис Коркоран, «Причины отделения»
Сюжет цикла Коркорана разворачивается в небольшой лунной колонии, которая со временем вырастает в город Аристилл, неподконтрольный земным правительствам. Именно по этой причине он привлекает диссидентов и радикалов всех мастей. Долгое время на Земле закрывают на него глаза, но когда на Луне начинают добывать полезные ископаемые и богатеть, земляне, страдающие от экономических проблем, решают захватить непокорный город. В первой книге жителям Аристилла удалось отбить атаку, но это была только проба сил: в «Причинах отделения» против Луны выступают объединенные силы государств Земли.
Уже по описанию книги заметно, что Коркоран обожает Роберта Хайнлайна, и писатель сам признает, что вдохновлялся его творчеством, стремясь вдохнуть в современную фантастику либертарианский дух. Его книги явно навеяны романом Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка», они объединяют идеологическую заряженность с экшеном и напряженным сюжетом.
Марта Уэллс, «Телеметрия беглецов»
Когда Марта Уэллс придумала Киллербота, главного героя своего цикла, она и не думала, что тот станет одним из самых популярных персонажей современной фантастики. На вид это устрашающий боевой робот, которого Корпорация сдает в аренду для охраны особо важных персон, а на самом деле он давно уже взломал модуль, призванный держать его под контролем, и предпочитает проводить время за просмотром сериалов. Киллербот не особенно интересуется людьми и не стремится сближаться с ними, но по мере того, как он узнает их ближе, его броня недоверия постепенно слабеет.
В «Телеметрии беглецов» Киллерботу неожиданно приходится расследовать убийство: на орбитальной станции найдено тело безымянного путешественника. Для этого ему приходится объединить силы с человеком-следователем, что поначалу не доставляет Киллерботу удовольствия, но у них получается хороший и слаженный дуэт. Как и весь цикл, эта повесть подойдет поклонникам легких книг с саркастичными главными героями, на лицо ужасными, но добрыми внутри.
Деннис Тейлор, «Все эти миры»
Это уже третья книга в цикле «Вселенная Боба». Боб — программист, разум которого после смерти загружен в зонд, который посылают в космос искать для землян новую планету. В полете Боб копирует свое сознание и вкладывает их в новые зонды, разлетающиеся по всей Вселенной, а с ними увеличивается и количество приключений, с которыми Бобы сталкиваются регулярно, но никогда не теряют присутствия духа и типично программистского юмора.
Но в третьей книге Бобам не до смеха: один из них наткнулся на враждебную инопланетную цивилизацию, которая уничтожает все на своем пути и готова уничтожить землян. Попытки переговоров оканчиваются ничем: инопланетный разум непостижим для людей, а это значит, что грядет межпланетная война. Тем временем на Земле свои проблемы: горстка радикалов и бюрократические дрязги мешают организовать эвакуацию с гибнущей планеты должным образом, а разбираться со всем, конечно, предстоит Бобу. Цикл Денниса Тейлора придется по душе всем, кто любит сочетание интересных фантастических идей и философских вопросов с легким и ироничным стилем повествования.