Некоторые наиболее знаковые работы автора впервые были опубликованы еще в середине прошлого века — например, сборник «Я, робот» и трилогия «Академия». С тех пор они выдержали множество переизданий на десятках языков и продолжают находить путь к сердцам новых читателей. Произведения Азимова, без сомнения, заслуживают внимания и сегодня, и мы готовы рассказать почему.
Психология
Азимов творил в период бурного технического прогресса, когда люди возлагали на науку большие надежды и гордились каждым новым достижением. В то же время некоторые открытия вызывали тревогу. Это совершенно уникальная смесь восторга и страха обжечься проникла в работы писателя. Прогресс нередко делает «человечество Азимова» слепым и высокомерным, но отдельные пытливые умы всегда продолжают задаваться вопросами о том, правильное ли направление выбрано. Автор создает множество моральных дилемм, которые не могут устареть, потому что касаются человечности в целом.
Например, Азимов известен как автор, который сформулировал знаменитые три закона роботехники (хотя сам писатель приписывал это достижение своему редактору Джону В. Кэмпбеллу). В целом образу, возникающему перед нашим внутренним взором, когда слышим слово «робот», мы во многом обязаны именно Азимову. Тем не менее в культовом сборнике «Я, робот» автора занимают далеко не только технические, но и нравственные вопросы. Причем довольно изобретательно обыгранные. Сегодня, когда роботы все увереннее входят в нашу жизнь, это произведение, возможно, стало даже более интересным, чем было во времена, когда издавалось впервые.
Наука и еще раз наука
Помимо художественной литературы Азимов писал научно-популярные книги. Всего в этом направлении автор выпустил более сотни работ, на время поставив науку в приоритет перед фантастикой. Чаще всего писатель работал с биохимией и историей химии (что логично, в этой сфере Азимов имел магистерскую степень). Но в его карьере нашлось место и для таких дисциплин, как всемирная история и история религии. За научно-популярные статьи Азимов даже получил премию «Хьюго». А теперь давайте представим, как смотрит на фантастику автор со столь впечатляющим багажом знаний? Творчество Азимова (особенно «позднего Азимова») не только порождение богатого воображения, но и результат осмысления всего, что он знал о мире, его природе и природе человека.
Своим любимым романом автор называл «Сами боги», изданный в 1972 году. Идея сюжета родилась в результате обсуждения с Робертом Сильвербергом, другим известным фантастом, несуществующего изотопа плутоний-186. Позже Азимов отвлекся от научной литературы ради продолжения своего самого знаменитого цикла — «Академия». В эти работы автор принес и опыт прожитых лет, и множество идей, рожденных среди его научно-популярных трудов.
И про развлечения не забыли
Из двух предыдущих пунктов можно сделать вывод, что Азимов — автор, который только пытается научить читателя чему-то. Это было бы чрезвычайно нечестно по отношению к писателю, так что спешим исправиться: многие романы Азимова построены вокруг приключенческой или детективной интриги, они динамичны и увлекательны. В конце концов, именно этот автор заложил основы жанра космооперы, который впоследствии подарил нам и «Звездные войны», и «Звездный путь», и многие другие фантастические вселенные.
«Конец Вечности» считается одним из самых глубоких романов Азимова, но в то же время его можно по праву назвать драйвовой хронологической фантастикой с впечатляющим воображение размахом. В высшей степени легко читается сборник «Я, робот», а цикл «Лакки Старр» вообще чистое космическое приключение. Отличной динамикой и экшеном отличаются и некоторые из поздних дополнений к «Академии». В общем, Азимов на самом деле отлично умел писать захватывающие книги, которые затягивают читателя в историю.
Вернемся к «Академии»
Если составлять список фантастических книг, которые добавят вам очков в интеллигентной компании (наряду с умением отличать Моне и Мане), то одним из первых пунктов будет идти «Академия» Азимова. Начинать стоит с основной трилогии, которая состоит из романов «Академия», «Академия и Империя» и «Вторая Академия». Потом уже можно браться за сиквелы и приквелы.
В 1966 году трилогия удостоилась специальной премии «Хьюго» за «лучшую фантастическую серию всех времен». Некоторые понятия из этих книг перекочевали в реальную науку — социологию, психологию и другие. «Академию» Азимова читали как простые поклонники жанра фантастики, так и множество людей, которых мы видим на экранах в лучах софитов. Например, в числе своих любимых произведений этот цикл называет Илон Маск. Это интересный пример того, как литература становится чем-то вдохновляющим и объединяющим.
Так что, если хотите пищи для размышлений об упадке Империй, циклах истории, лидерах, религии, различных системах управления и многом другом — «Академия» ждет! Ну и экранизацию от Apple TV+, которая получилась очень вольной, можно посмотреть с четким знанием, что в книге все было не так. Второй сезон как раз начал выходить.
Вечные темы
Возможно, одна из причин, по которым романы Айзека Азимова приятно читать десятилетия спустя, состоит в том, что автор был еще и приятным человеком, который хотел донести до читателей достаточно простые, но вместе с тем бесконечно сложные вещи. Он хотел бы искоренить ненависть между людьми и считал научную фантастику одним из ключей к выполнению этой задачи. Ведь через метафору можно было работать с проблемами всего человечества. Его писательский путь охватывает десятилетия, за которые он успел увидеть и отрефлексировать в творчестве смену множества тенденций и общественных течений.
Азимов отчетливо видел изъяны человека, но всегда оставлял место для надежды, и благодаря этому сочетанию настроений его романы хочется не только читать, но и перечитывать, и цитировать. И закончить мы бы хотели именно цитатой из «Двухсотлетнего человека»: «В этом зале утверждалось, что свободным может быть только человек. Но мне кажется, что быть свободным может только тот, кто хочет свободы».