В России Бессона узнали после чудесной «Подземки» (1985) с Изабель Аджани, Кристофером Ламбертом и еще неизвестным Жаном Рено, картину ведь показывали в советском кинопрокате. То был фильм Бессона-режиссера, как и последующие «Леон», «Пятый элемент», «Ангел-А», «Люси» и «Валериан и город тысячи планет». Сегодня мы говорим не о них, у нас красавцы блокбастеры с соседней полки.
Такси (Taxi, 1998)
Наши прокатчики, видеопираты и телевизионщики отчаянно пиарили «Такси» как новый опус Бессона. Справедливости ради заметим, что фильм «Такси» действительно на это похож. И все-таки Люк был лишь продюсером-сценаристом. А поставил эту головокружительную автомобильную марсельскую движуху, праматерь всех «Форсажей», режиссер Жерар Пирес. Фильм породил тьму сиквелов и никудышный американский ремейк в довесок.
Васаби (Wasabi, 2001)
Каноничный бессоновский полицейский Жан Рено помещен в неканоничную обстановку: волею судеб он оказался в Японии и теперь пытается придумать, как уберечь ничего не подозревающую дочь от убийц из якудзы. Те, кто требовал от Люка Бессона нового «Леона», получили отменный «Леон-лайт», снятый Жераром Кравчиком. Кино из рук вон плохо прокатилось в кинотеатрах, зато потом стало любимцем публики на видео.
«Перевозчик» (Le Transporteu, 2002)
Луи Летерье по сценарию Бессона снял этот феноменально зажигательный боевик с Джейсоном Стейтемом. История рассказывает о том, что бывает с непослушными исполнителями подозрительных заказов на перевозку груза. Догадаться нетрудно: им приходится в итоге много бегать, стрелять и взрывать. Один из главных фильмов для мальчиков начала этого века.
Револьвер (Revolver, 2005)
Не самый любимый в народе, однако по-своему притягательный криминальный триллер Гая Ричи. Тот самый случай, когда кино все называют фильмом Ричи, не зацикливаясь на том, что продюсер и соавтор сценария «Револьвера» — наш герой Люк Бессон. На самом деле это практически тандем нашей мечты. Просто слишком уж жестко столкнулись лоб в лоб два больших автора. Играет здесь все тот же Джейсон Стейтем, ему досталась биография уголовника, будто намешанная из всех предыдущих триллеров Бессона и Ричи, вместе взятых.
Заложница (Taken, 2008)
Когда уже все собирались списать в утиль актера Лиама Нисона и самого Люка Бессона, наш любимый француз вдруг написал сценарий и спродюсировал кино, собравшее в прокате 227 миллионов долларов. Почти в десять раз больше себестоимости! А ведь, казалось бы, ничто не предвещало: абсолютно типовой олдскульный боевик про агента-мстителя, который пытается спасти из плена свою дочурку. Просто вдруг все вспомнили, что такие типовые экшены — ровно то, на чем Бессон вырос и поднаторел и в чем ему мало равных. Режиссером, кстати, значился Пьер Морель, оператор многих фильмов Бессона. Мало того, что «Заложница» породила не одно продолжение, так теперь каждый второй фильм с Нисоном выглядит как «Заложница». Мы не жалуемся, а приятно удивляемся.