Типаж бодрого неунывающего мошенника можно встретить в произведениях самых разных направлений, и фэнтези здесь не стало исключением. Не рыцарями и магами едиными — можно здесь найти и воров, и жуликов в качестве центральных героев повествования. И вот несколько ярких примеров.
«Умирающая Земля», Джек Вэнс
«Умирающая Земля» — цикл историй о разных героях, объединенных одним миром: угасающей планетой, которая давно уже смирилась с тем, что дни ее сочтены, как и дни цивилизации, которая еще осталась на ее поверхности. Но разношерстное население, зная о своей судьбе, продолжает свою разнообразную разудалую жизнь, пронизанную осознанием скорого конца. Один из героев цикла, отвечающий за наиболее циничную и разудалую его часть, — Кугель, человек, определенно достойный места в нашей сегодняшней подборке.
«Человек, одаренный множеством талантов, Кугель легко приспосабливался к обстоятельствам», — говорится о нем, когда мы впервые встречаемся с ним. При первой встрече он пытается торговать «талисманами» очень сомнительного происхождения, слепленными на коленке, но, поскольку торговля не идет, готов рассмотреть и иные способы обогащения. Яркий язык Вэнса, полный иронии, прекрасно подходит для описаний художеств этого циничного пройдохи.
«Мойст фон Липвиг», Терри Пратчетт
Еще один талантливый во многих сферах деятель предстает перед нами на страницах трилогии Терри Пратчетта — «Держи марку!», «Делай деньги!» и «Поддай пару!». Начинает Мойст фон Липвиг как заурядный мошенник, которого ждет петля. Но, к счастью для него, патриций Витинари, единовластный тиран города Анк-Морпорка, умеет различать таланты даже среди такого сомнительного материала, так что бывший жулик поступает на государственную службу. И дальше перед его обаянием предстоит склониться самым разным учреждениям.
В первой книге Мойсту предстоит навести порядок на захламленном и пришедшем в полный упадок Почтамте, во второй его внимания ждет коррумпированная банковская система, ну а в третьей ему светит ни много ни мало построить первую железную дорогу на Диске. И все это — вопреки воле власть имущих, которые вовсе не рады успехам господина фон Липвига. Впрочем, Мойст и не таких облапошивал.
«Наследие черного железа», Гарет Ханрахан
Цикл «Наследие черного железа» начинается с книги, чье название говорит о многом из того, что ждет читателя на страницах всего цикла. «Молитва из сточной канавы» — это история дна общества, воров и отщепенцев, которым предстоит решать судьбы мира просто потому, что они оказались не в то время и не в том месте. Трое друзей из Гильдии воров покусились на неверную цель и поплатились за это: история и сама по себе плоха, но если учесть, что один из них вовсе не человек, а упырь, а второй медленно умирает от каменной болезни, дело принимает и вовсе скверный оборот.
Город Гвердон тоже может считаться персонажем цикла Гарета Ханрахана: это многоликое, неприятное и очень опасное место, набитое жуткими тварями, большая часть которых несет прямую угрозу. К счастью, все герои — и воры, и тот, кому они попались, сыщик Джери, — тертые калачи, которые не дадут сожрать себя просто так.
«Трилогия Дэвабада», Шеннон Чакраборти
Еще одна воровка, которую вполне устраивала ее жизнь, пока не начались приключения, но на этот раз — из магического Каира XVIII века. Нари в магию не верит, а верит в свою хитрость и ловкость. Правда, раны исцелять умеет буквально наложением рук и от этого умения не отказывается. Взглянуть правде в глаза и признать существование иного, магического мира приходится, когда она случайно призывает настоящего джинна. А потом вместе с этим джинном вынуждена убегать от не менее настоящего ифрита.
Мистическая половина мира оказывается полна не только существ из сказок и легенд, но и политических интриг, но Нари, привыкшая выживать на улицах, нигде не даст себя в обиду.
«Хор драконов», Дженн Лайонс
Цикл Лайонс начинается с книги «Погибель королей», которая рассказывает о молодом воре Кирине. Начинает талантливый мальчик в тюрьме, но пусть вас это не смущает: Лайонс выбирает интересный нелинейный путь повествования, так что большую часть своей истории Кирин расскажет читателю, не выходя из этой самой тюрьмы. Впрочем, пересказом прошлого он не ограничится. А недостающие элементы рассказа дополнит тюремщик Кирина.
Рассказ о приключениях от лица героя — интересный способ повествования, что уже доказал Квоут из трилогии «Хроника убийцы короля» Патрика Ротфусса. Верить таким историям следует через слово, зато увлекательность от такой подачи только выигрывает. Здесь же из-за сложной структуры сюжета, в которой читателю предлагается самому складывать пазл событий, все становится в разы интереснее. У Кирина сложная жизнь: здесь и опасная воровская карьера, и непростая семейная история — никогда не знаешь, чьим бастардом ты окажешься! — и демоны с драконами. Зато скучать ни герою, ни читателю не придется.