Вопреки интуитивному заблуждению, слово «камео» не имеет никакого отношения к слову «камера». Филологи объясняют, что термин родился из слова «камея» — это миниатюрная резьба на драгоценных и полудрагоценных материалах. Логическая связь, конечно, зыбкая, однако Оксфордский словарь на ней настаивает. Дескать, и то и другое подразумевает маленькие портреты.
Считается, что правильное, породистое камео не должно указываться в титрах и не должно влиять на сюжет фильма. Самым знаменитым внедрителем камео в массы признан Альфред Хичкок: он появляется на считаные секунды в каждой своей картине, даже в такой, где физически появиться негде. Например, в триллере «Спасательная шлюпка», где все действие происходит на мелкой посудине в море, Хичкок мелькает на фотографии в газете.
Когда же речь заходит о камео советских кинорежиссеров, первое, что приходит каждому зрителю на ум, — это эпизод в самолете из лирической комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» с Эльдаром Рязановым. Далее многие припоминают, что Рязанов еще храпел на задних рядах в сатирическом опусе «Гараж». Но разве это все? MAXIM раздвинет границы твоего сознания.
Само собой, мы продемонстрируем не все камео, а лишь в самых знаковых произведениях отечественного кинопрома.
1986 год. Игорь Масленников в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается». Режиссер легендарной советской серии о Холмсе появляется в ней лишь однажды — в послетитровой сцене в образе киномеханика.
1965 год. Леонид Гайдай в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Он в шляпе, прикуривает на выходе из отделения милиции.
1965 год. Леонид Гайдай в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». В пиджаке и очках по центру кадра.
1966 год. Леонид Гайдай в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Всего лишь легендарная рука из-под одеяла.
1968 год. Леонид Гайдай в фильме «Бриллиантовая рука». На сей раз рука в кошмарном сновидении.
1968 год. Леонид Гайдай в фильме «Бриллиантовая рука». Пьяница в ночной подворотне, на месте которого мог оказаться Семен Горбунков.
1971 год. Леонид Гайдай в фильме «12 стульев». Архивариус Варфоломей Коробейников.
1992 год. Леонид Гайдай в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Клиент в руках полиции.
1963 год. Георгий Данелия в фильме «Я шагаю по Москве». Чистильщик обуви в будке возле загса во время дождя в середине кинофильма.
1977 год. Георгий Данелия в фильме «Мимино». Пилот в дверях аэропорта в одной из последних сцен.
1979 год. Георгий Данелия в фильме «Осенний марафон». Немецкий диверсант в вымышленном кинофильме, который смотрят Бузыкины.
1986 год. Георгий Данелия в фильме «Кин-дза-дза!». Одна из заключительных сцен на планете Альфа.
1965 год. Эльдар Рязанов в фильме «Дайте жалобную книгу».
1971 год. Эльдар Рязанов в фильме «Старики-разбойники».
1973 год. Эльдар Рязанов в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Отбивает лед с замерзшего пассажира.
1975 год. Эльдар Рязанов в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».
1979 год. Эльдар Рязанов в фильме «Гараж». Проспал все события на бегемоте.
1979 год. Эльдар Рязанов в фильме «Вокзал для двоих» (справа).
1979 год. Владимир Меньшов в фильме «Москва слезам не верит». В шляпе у деревца в разгар пикника.
1984 год. Владимир Меньшов в фильме «Любовь и голуби». Объявляет следующий танец.
1988 год. Владимир Бортко в фильме «Собачье сердце». В середине фильма он стоит в толпе зевак и зачитывает газету с опровержением фантастических слухов (на кадре справа).
2003 год. Петр Буслов в фильме «Бумер». Авторитет в шапочке, который крышует бензоколонку и согласен взять магнитолу вместо наличных.