Мы тут пробежались по истории ведущей анимационной студии мира и нашли для тебя несколько интересных фактов. Как изучишь — бегом пересматривать любимые мультфильмы из своей коллекции! Так будет куда интереснее.
1. Тебе за тридцать, и у тебя дежавю — кажется, что ты знаком с Pixar с самого детства. Так оно и есть! Вспоминай: программа «Детский час». Ай эм Мази! Биг Мази! Ну?! Как передачка начиналась? Совершенно верно, знаменитые настольные лампы и мячик — Luxo Jr., первая короткометражка студии. Разумеется, в СССР ни о каком Pixar не слышали. Об авторских правах — тоже.
2. Pixar — самая успешная анимационная студия за все время существования кино. Но законодателем мод в 3D-технологиях и анимации эта компания является не только благодаря мультфильмам. Все началось с разработки нового программного обеспечения с лаконичным названием RenderMan. С этим софтом работает весь Голливуд еще со времен «Парка юрского периода»!
3. Собственно, все так и начиналось — не с мультфильмов, а с софта. Студия называлась Computer Division и была компьютерным подразделением Lucasfilm. Сегодня Джордж Лукас признается, что в то время, то есть уже после триумфа «Звездных войн», он все равно не видел особых перспектив в ноу-хау своих юных подопечных.
4. Зато их ясно увидел Стив Джобс, который в 1986-м выкупил Pixar за 10 миллионов американских долларов. Говорят, Лукас просил в три раза больше, но Джобс в любом случае не прогорел бы: «История игрушек» собрала 350 миллионов! И чуть меньше половины этой суммы — законная доля босса.
5. Креативный директор и режиссер Pixar Джон Лассетер учился анимации в калифорнийском колледже искусств, где преподавали коллеги самого Уолта Диснея, так называемые девять стариков. Кстати, на том же курсе учились еще несколько нынешних пиксаровцев, а также Тим Бёртон и Джон Маскер, создатель «Русалочки» и «Аладдина».
6. В любом интервью с любым сотрудником Pixar упоминается главный принцип работы компании, практически ее девиз: «Люди важнее, чем идеи!» Поэтому даже авторитетные режиссеры или продюсеры Pixar не считают зазорным в трудную минуту попросить помощи у так называемой «группы мозгового штурма». Это восемь человек, чья работа заключается как раз в разрешении творческих споров.
7. Во время работы над «Рататуем» вся студия была уставлена клетками с крысами, чтобы ничего не упустить в образе главного героя мультфильма. А дабы проникнуться духом канализационных сетей Парижа, а также познать все тонкости французской кухни, аниматоры Pixar прошлись по подземельям и ресторанам столицы Франции.
8. За лицами французской национальности тоже наблюдали. Авторы и создатели «Рататуя» пересмотрели кучу старых фильмов и утверждают, что в некоторых героях мультфильма можно угадать черты Сержа Генсбура, Брижит Бардо и даже Шарля де Голля.
9. В борьбе за реализм дошло до того, что часть эпизодов «Рататуя» пришлось переделывать: некоторые персонажи говорят с французским акцентом, а это значит, что и движения губ, и мимика совершенно другие!
10. Pixar и Apple связывает не только Стив Джобс. Помнишь возлюбленную ВАЛЛ-И? Ничего не напоминает? Образ робота Евы придумал Джонатан Айв, главный дизайнер Apple: iMac, MacBook, iPod, iPhone, iPad — это все его работа. Остальные персонажи «ВАЛЛ-И» появились не без помощи сотрудников NASA, которые создают настоящих космических роботов.
11. А над голосами этих роботов работал легендарный голливудский звукорежиссер Бен Бёртт. Еще в 70-х он получил «Оскар» за «Звездные войны», потом были награды за «Индиану Джонса» и «Инопланетянина». Но настоящим испытанием был «ВАЛЛ-И», признается Бертт. В процессе этой работы он собрал самую большую библиотеку звуков в своей жизни: две с половиной тысячи файлов!
12. Аниматоры Pixar очень гордятся своими волосами. Точнее, волосами героев своих фильмов. Отличный показатель уровня техники и профессионализма! Например, у крысенка Реми прорисовано триста тысяч волосков, а у людей — Колетт из того же «Рататуя» или Мериды из «Храброй сердцем» — более ста тысяч! То есть примерно столько же, сколько и полагается человеку на голове.
13. Разве могли обойти вниманием своих коллег по искусству Мэтт Гроунинг и сотоварищи?! В «Симпсонах» были замечены крысенок-поваренок Реми, дом на воздушных шарах и отдельно — пародия на афишу «Вверх» — фильм Pu (up — задом наперед). Кстати, в Pixar трудится пара человек, перешедших сюда из команды The Simpsons.
14. В каждом фильме студии эпизодично появляются предметы и персонажи из других пиксаровских фильмов. Причем не только из прошлых, но и из будущих! Кроме того, во всех мультфильмах Pixar присутствует масса названий соседних со студией улиц или магазинов. А что, очень удобно, хоть где-то сценаристам можно расслабиться.
15. Ну, а про знаменитое сочетание «А113» не писал, наверное, только ленивый или слепой. А поскольку мы весьма энергичные и вполне зрячие, придется рассказать в сто тринадцатый раз. «A113» — это номер аудитории в колледже искусств, где учились Джон Лассетер, Брэд Бёрд и другие пиксаровцы. Дань альма-матер они отдают в каждом своем мультфильме. «A113» появляется в качестве номеров машин, самолетов, поездов, на штрихкодах, водительских правах и прочая и прочая.
16. Pixar до сих пор не забывают свое короткометражное прошлое, и почти все фильмы компании, как большие планеты, сопровождаются короткими мультиками-спутниками. Обычно они не связаны сюжетом. Но бывает и наоборот. Например, с участием робота ВАЛЛ-И вышло десятка полтора таких мультов, почти столько же — с героями «Тачек».
17. Pixar привык ежегодно номинироваться на премию «Оскар». Почти все ранние работы студии были признаны «лучшими анимационными полнометражными фильмами». Обделили только первые две части «Истории игрушек». Но только потому, что такой номинации в 90-х еще не существовало в принципе. Победную серию прервал не обласканный критикой, хотя очень успешный финансово сиквел «Тачки-2».
18. Большинство фильмов Pixar входят в топ-50 самых кассовых мультфильмов всех времен и народов. Совсем красота началась, когда «История игрушек — 3» собрала в прокате больше миллиарда долларов! Самым же кассовым пока остается «Суперсемейка-2».
19. Режиссер Джон Лассетер давным-давно был уволен из Walt Disney Pictures после того, как сделал свою первую, целиком компьютерную короткометражку «Маленький отважный тостер». Руководство компании видело реальную угрозу искусству анимации в компьютерных технологиях, и таким продвинутым работникам, как Лассетер, в этом бизнесе просто не было места. Во всех смыслах.
20. Лассетер стал титаном студии Pixar, его фильмы в сумме собрали 19 миллиардов долларов. Однако из Pixar его вынудило уйти обвинение в слишком активном сексуальном поведении с коллегами. Фанаты расстроились, так как считали его великим, а его уход — невосполнимым. Но и без него Pixar все еще на коне, и каждый новый фильм студии — настоящее событие. И даже не все из них — сиквелы!