Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

18 лучших сцен в начале фильма

Как говорил старина Хичкок, «фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать».

20 марта 20242
18 лучших сцен в начале фильма

Мы постараемся поменьше утомлять вас фестивально-оскаровской классикой и больше давить на народное, боевое кино. А дальше уж как получится.

Оружейный барон (Lord of War)

2005, США, режиссер Эндрю Никкол

Начнем с одной из самых коротких сцен нашего списка (краткость уже плюс). Николас Кейдж играет украинского торговца оружием в этой не очень ровной картине, в которой есть несколько ударных сцен. Но самая ударная — стартовая, где после лаконичного монолога Кейджа нам за минуту с небольшим показывают путь пули от завода до своей жертвы.

2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey)

1968, США/Великобритания, режиссер Стэнли Кубрик

Тот случай, когда события в начале кинофильма происходят за сотни тысяч лет до основного сюжета. И это открывает просто колоссальный простор для фантазий. Очень высокая планка даже для жанра научной фантастики.

Итальянская работа (The Italian Job)

1969, Великобритания

Эталон английского креатива. Юмор и саспенс в одной сцене, которая успевает пролететь параллельно вступительным титрам.

P.S. Не вздумай перепутать это искрометное криминальное кино с утомительным ремейком 2003 года.

Крик (Scream)

1996, США, режиссер Уэс Крэйвен

В традиционных слэшерах лучшие убийства случаются поближе к концу, чтобы зрителя нагнетало. Крэйвен сломал собственные шаблоны: он выдал ломовую сцену убийства на первых же минутах. Это то самое убийство, которое украсило нам девяностые годы!

Пункт назначения — 2 (Final Destination 2)

2003, США, режиссер Дэвид Р. Эллис

Еще одна всенародно любимая сцена умерщвления, на этот раз массового. Авторы даже перестарались: после ударного эпизода с лесовозом все оставшееся кино цепляет чуть меньше, хотя и старается.

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (Raiders of the Lost Ark)

1981, США, режиссер Стивен Спилберг

Когда вспоминаете этот самый знаменитый момент за всю историю приключенческого кино, не сразу приходит в голову, что эпизод стартует с первых же секунд фильма. Никакой раскачки и расшаркиваний. Вы уже в джунглях, и едва стихнут титры, как вы уже в страшной-престрашной пещере. Древние люди, которые снимали «Индиану Джонса», знали толк в экшене!

Андрей Рублев

1966, СССР, режиссер Андрей Тарковский

А вот советское кино всегда раскачивалось долго. Экспозиция, знакомство, рекогносцировка и медленный-медленный переход к сути дела. Так что российских фильмов у нас немного. Особенно удивительно, что среди них нашелся фильм Тарковского, где в первые шесть минут тебя ждет бодрящая зарисовка о полете монаха на воздушном шаре. Для советского кино это и вправду экстраординарный способ начать беседу со зрителем.

Печать зла (Touch of Evil)

1958, США, режиссер Орсон Уэллс

Перейдем теперь к голливудской нетрадиционной классике. Классике нуара. Знаменитая стартовая сцена из триллера Орсона Уэллса, снятая в один проход без склеек со взрывным результатом.

Дитя человеческое (Children of Men)

2006, США/Великобритания, режиссер Альфонсо Куарон

Куарон выбрал для завязки своей апокалиптической драмы тот же метод, что и Орсон Уэллс в «Печати зла». Всего за пару минут зрителя погружают в мир фильма, после чего глушат взрывом, чтобы не расслаблялся.

На игле (Trainspotting)

1995, Великобритания, режиссер Дэнни Бойл

Вступительные минуты можно использовать не только для того, чтобы показать место и время действа. В теории можно экстерном познакомить зрителя с героями и даже их нехитрой жизненной философией. Этим самым отличился бойловский опус «На игле», чей полутораминутный старт мгновенно превратился в современную классику.

Челюсти (Jaws)

1975, США, режиссер Стивен Спилберг

Фактически Спилберг «продал» свой фильм зрителю уже в первой сцене, прокачав туповатую в общем-то историю про акулу-убийцу саспенсом по самое не горюй. Ему хватило трех минут и музыки Джона Уильямса.

1941

1979, США, режиссер Стивен Спилберг

Через четыре года Спилберг повторил эту сцену уже в антимилитаристической сатире «1941». На этот раз с комедийным эффектом. Посмотри, этот фильм мало видел, но его начало запомнится на всю жизнь.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

1964, СССР, режиссер Элем Климов

И у советского кино тоже была страшилка про купание. На счастье, в пионерской комедии Климова вожатые паниковали зря: все завершилось благополучно. Начальная сцена с перекличкой на пляже — одна из лучших в фильме. Впрочем, там все сцены лучшие.

Смысл жизни по Монти Пайтону (The Meaning of Life)

1983, Великобритания, режиссеры Терри Джонс и Терри Гиллиам

Со вступительной сценой последнего полнометражного фильма Пайтонов есть некоторая путаница. Просто стартовый скетч про страховую компанию «Розовый перманент», работники которой восстали против рабства и стали пиратами, включена не во все издания фильма. Хотя в наше время все уже привыкли пересматривать «Смысл жизни» начиная с этой уморительной сюрреалистической истории.

Матрица (The Matrix)

1999, США, режиссеры братья Вачовски

Первоклассное начало, которому мало равных в жанре экшена и фантастики. Зритель в первый раз не понимает, что именно происходит на экране, но понимает, что происходит нечто классное.

Темный рыцарь (The Dark Knight)

2008, США/Великобритания, режиссер Кристофер Нолан

Кажется, будто начинающая сцена «Темного рыцаря» размашистая и длинная. Вы будете удивлены, если посмотрите на часы: не прошло и пяти минут, а перед вами развернули целый спектакль об ограблении банка со стартом и финалом. Ни секунды не скучный.

Славные парни (Goodfellas)

1990, США, режиссер Мартин Скорсезе

Полторы минуты разухабистого бандитского быта и романтики. Скорсезе начал «Славных парней» с лаконичной сцены, где братва вдруг обнаруживает, что в их багажнике что-то стучит и гремит. И быстро решает вопрос.

Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road)

2015, Австралия/США, режиссер Джордж Миллер

Будем кратки. 30 секунд сразу после титров — с одиночкой в пустыне, машиной и ящеркой — это чистый незамутненный постапокалиптический шик.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения