Мгновение 1
Самый знаменитый телесериал Советского Союза снят женщиной. Ее имя пишут как Татьяна Михайловна Лиознова, хотя в реальности она не Михайловна, а Моисеевна. После окончания киноучилища Татьяну не допускали к съемкам, ибо вся страна боролась с безродным космополитизмом. Лишь после смерти Сталина она вернулась в кино и поставила множество картин, включая «Три тополя на Плющихе».
Мгновение 2
Исаев-Штирлиц — собирательный образ, и он является далеко не только на страницах романа «Семнадцать мгновений весны» (1968 год), Юлиан Семенов сделал Штирлица героем четырнадцати книг. Первая — «Пароль не нужен» — написана в 1963 году, финальная — «Отчаяние» — уже в годы перестройки, в 1990-м.
Мгновение 3
Литературный Исаев-Штирлиц — сын профессора-диссидента, борца с царизмом из Санкт-Петербурга. Мать — украинка, которая покинула этот мир, когда мальчику было всего лишь пять лет.
Мгновение 4
Исаев работает во внешней службе ВЧК в Москве с 1921 года, легенду для работы под прикрытием в качестве агента в гитлеровской Германии ему начали создавать в 1927 году. Действие сериала «Семнадцать мгновений весны» вершится в феврале-марте 1945 года, так что Штирлиц уже 18 лет пребывает в структурах нашего злейшего врага. Ему 44 года.
Мгновение 5
Штирлиц под самыми разными именами возникает на экране в нескольких лентах — «Пароль не нужен» (1967), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), «Испанский вариант» (1980), «Исаев» (2009). Лишь в великом сериале 1973 года его роль играет Вячеслав Тихонов.
Мгновение 6
В основе показанного далеко не мифическая история. В 1945 году в Швейцарии проходили секретные переговоры Великобритании и США с делегатами из Германии без участия СССР. Обсуждался вопрос капитуляции немецких войск в Италии. Переговоры носили название «Операция „Санрайз“», очень большая и темная история.
Мгновение 7
Перед началом съемок пришлось перебрать немало кандидатов на роль Адольфа Гитлера. Среди них был Леонид Броневой (который в итоге стал Мюллером и прославился в этом образе) и Леонид Куравлёв (ему достался гестаповец Айсман). После череды неудачных проб место фюрера в сериале занял артист из ГДР Фриц Диц, у него уже имелся за плечами немалый опыт перевоплощения в вождя Третьего рейха — например, в популярной киноэпопее «Освобождение».
Мгновение 8
Из многочисленных героев и антигероев сериала самой точной копией прототипа оказался Олег Табаков. Племянница Вальтера Шелленберга призналась Табакову: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность еще раз взглянуть на него!» Директор внешней разведки Шелленберг отделался сравнительно легко: после Нюрнберга получил шесть лет, отсидел всего год из-за вечных болезней и вскоре умер на свободе.
Мгновение 9
Съемочную команду сериала консультировали ветераны, так что в правдоподобии показанного можно не сомневаться. Самые известные ляпы относятся к художественной сфере: Штирлиц дважды слушает пение Эдит Пиаф, хотя озвученные песни записаны лишь в 1959-1960-х годах.
Мгновение 10
С авторскими песнями Таривердиева-Рождественского возникли сложности. Ни один из исполнителей не устраивал режиссера или же вмешивались обстоятельства. Иначе бы мы услышали «Мгновения» в исполнении Магомаева и даже Толкуновой. Забавно представить! Кобзона привлекли в последний момент, он стал шестнадцатым кандидатом. Записали его при одном жестком условии, очень обидном для певца: чтобы его голос зритель не узнал. Нужный тембр Кобзон поймал лишь с десятой попытки.
Мгновение 11
Самый дискуссионный эпизод картины — встреча Штирлица в кафе с дражайшей супругой. Некоторые разведчики посмеиваются: дескать, в реальности такого быть не могло, организация подобной операции немыслима. Однако Вячеслав Тихонов, автор идеи, убедил съемочную группу, что слышал подобные рассказы от советского разведчика. Кроме жены в кафе «Элефант» собирались показать и сына Штирлица, в итоге Лиознова пришла к выводу, что присутствие сына размоет суровый драматизм эпизода.
Мгновение 12
Премьера на первом телеканале длилась с 11 по 24 августа 1973 года, и, по воспоминаниям очевидцев, в эти часы все улицы вымирали. Страна примкнула к телевизорам. Даже преступники не стали исключением: если верить работникам милиции, криминальная активность в стране кардинально падала во время показов.
Мгновение 13
Отсутствие своих соратников на заседаниях заметил и лидер свободной Кубы Фидель Кастро. На вопрос, куда все пропадают по вечерам, ему ответили, что по телевидению крутят советский сериал про разведчика. Фидель заказал в Москве кинокопию и устроил закрытый сеанс для правительства — весь сериал в один присест. Он был весьма впечатлен.
Мгновение 14
«Семнадцать мгновений весны» вполне мог стать цветным сериалом от рождения. Черно-белость показанного — художественный замысел, ибо Татьяна Лиознова желала максимально органично сочетать документальные съемки с постановочными.
Мгновение 15
Массив военной хроники, которая вошла в финальный монтаж, был сильно увеличен по просьбе военных и ветеранов Великой Отечественной. По их словам, после просмотра зритель мог подумать, что всю войну выиграли лишь одни разведчики.
Мгновение 16
На протяжении всего сериала Штирлиц постоянно прячет одну руку. А все потому, что у агента под прикрытием в нацистской Германии не могло быть большой татуировки с именем «Слава». А у Вячеслава Тихонова именно такая и красовалась на кисти руки. В отдельных сценах его руки изображал дублер.
Мгновение 17
Однажды писатель Юлиан Семёнов спросил актера Вячеслава Тихонова: «Как тебе удается так прекрасно думать? Я вижу, что ты думаешь на экране», на что артист отвечал: «Всё очень просто, я прокручиваю в голове всю таблицу умножения».
И чтобы вам наиболее образно предстал весь культурный контекст, в котором советские зрители воспринимали «Семнадцать мгновений весны», крайне рекомендуем приобщиться к следующему списку: 12 лучших и интересных шпионских фильмов СССР.