1939 г. Ниночка
Режиссер Эрнст Любич
Грета Гарбо играет советского комиссара Нину Ивановну Якушеву, которую отправляют в Париж с предельно необычной миссией — вернуть Родине загулявших советских послов. Все шло по плану ровно до того момента, как Ниночка сталкивается с обворожительным местным графом.
Сия голливудская комедия была чрезвычайно успешна в свое время в буржуазных заграницах, позже сам Коул Портер сочинил для Бродвея мюзикл по этому сюжету. В СССР же картина по понятным причинам была запрещена и всплыла лишь в девяностые годы на видеокассетах.
1965 г. Доктор Живаго
Режиссер Дэвид Лин
Экранизация Пастернака от титана голливудского блокбастера — британского режиссера Дэвида Лина. Картину критиковали и там, и уж тем более у нас. Что вовсе не помешало ей взять пять «Оскаров» (хотя главный «Оскар» за лучший фильм ушел все же в другие руки — к создателям мюзикла «Звуки музыки»).
Любопытно, что продюсером смелого проекта выступил итальянец Карло Понти, за плечами которого уже была экранизация «Войны и мира», где за русских играли Генри Фонда и Одри Хепбёрн. В «Докторе Живаго» главные роли достались Омару Шарифу и Джули Кристи.
Это живой и вполне гармоничный фильм-эпос, в котором слегка недостает драматического накала той мощи, которую мы могли наблюдать, например, в картине «Унесенные ветром». «Доктор Живаго» — крепкая коммерческая постановка, и это скорее даже плюс, чем минус, ибо трехчасовое кино вполне легко осилит даже тот, кто Пастернака не читал и читать не собирался.
1970 г. 12 стульев
Режиссер Мэл Брукс
Самый малоизвестный и нелюбимый в народе фильм Брукса. Считается, что не потянул мастер освоить многослойные, тонкие истории и диалоги Ильфа и Петрова. Однако, положа руку на сердце, ведь можно признать, что и русские экранизации далеко не идеальны. Американский веселый взгляд на авантюристов эпохи НЭПа заслуживает хотя бы одного общеобразовательного просмотра.
1975 г. Любовь и смерть
Режиссер Вуди Аллен
Без оговорок смешное, наверное, даже самое смешное из того, что было снято в Голливуде про нашу Русь. Вуди Аллен собрал воедино все те комплексы, глупости и стереотипы, которыми пичкают себя американцы о царской России. И воздвиг на их костях храм смеха. Толстому и Достоевскому фильм категорически не пришелся по душе. А вот восторженный Чехов несколько раз его ходил пересматривать.
1981 г. Красные
Режиссер Уоррен Битти
Проскочившая мимо большинства зрителей экстраординарная картина, основанная на биографии писателя Джона Рида. И главный фокус на том периоде его жизни, когда Джон сорвался с места и рванул с любовницей в революционную Россию, чтобы посмотреть на незнакомую жизнь и написать новую книгу — «10 дней, которые потрясли мир».
Саундтрек исполняет Дин Рид (шутим).
1984 г. Москва на Гудзоне
Режиссер Пол Мазурски
Самый спорный фильм в нашем списке. В буквальном смысле. Люди до сих пор нередко сцепляются, пытаясь решить вопрос: является «Москва на Гудзоне» дешевой пропагандистской клюквой или же это актуальный и важный для своего времени кинодокумент.
Правда где-то посередине. Какие-то вещи в Голливуде просто не умели изображать правильно. Кто-то из советских перестроечных кинокритиков заметил: «Обратите внимание, у них в фильме есть настоящая советская очередь, однако люди в ней слишком хорошо одеты».
Само же кино (в нем играют Робин Уильямс и Савелий Крамаров) повествует о советских эмигрантах в Нью-Йорке. То есть фильм не про Россию географическую, а про внутреннюю Россию эмигранта.
1992 г. Сталинград
Режиссер Йозеф Фильсмайер
Немецкая батальная трагедия про обреченную на смерть зимой 1942 года гитлеровскую армию. Кино у Фильсмайера вышло не без огрехов и шероховатостей, но тем не менее по сей день остается самым честным и громким высказыванием на тему сталинградского побоища. И уж точно лучше, чем одноименная поделка Бондарчука.
1997 г. Анна Каренина
Режиссер Бернард Роуз
2012 г. Анна Каренина
Режиссер Джо Райт
«Анну Каренину» в заграничных киношных и телевизионных кругах обожают ровно так же, как «Вишневый сад» и «Дядю Ваню» в театральных. Экранизируют бесконечно часто, так что выбор большой, однако MAXIM рекомендует в качестве отправной точки эти две картины. В первой роль Анны досталась француженке Софи Марсо, во второй — англичанке Кире Найтли. У обеих версий есть свои плюсы и минусы, но с ними легко скоротать время в ожидании поезда.
2001 г. Враг у ворот
Режиссер Жан-Жак Анно
Франко-ирландская картина, которую российский зритель встретил в штыки, а зря: снята она с душой и радением. Джуд Лоу надел красноармейскую гимнастерку, чтобы сыграть Василия Зайцева — легендарного снайпера, который в руинах Сталинграда вступил в затяжную изматывающую дуэль с одним из лучших снайперов вермахта.
2002 г. К-19
Режиссер Кэтрин Бигелоу
Супруга Джеймса Кэмерона на мелочи не разменивалась: если уж снимать про дела военные, то с полным погружением. В прямом и переносном смысле. «К-19» по сути глубоководный триллер, вольно пересказывающий реальный случай, который произошел в 1961 году на советском подводном атомоходе. Получилось далеко не рядовое кино о том, как морфлотовцы героически спасают судно с поврежденным ядерным реактором. Ведущий актерский тандем под стать: Харрисон Форд и Лиам Нисон.
2008 г. Замерзшие души
Режиссер Софи Бартез
Своеобразная картина, будто бы более меланхоличная и русифицированная версия комедии «Быть Джоном Малковичем». Актер Пол Джаматти играет самого себя, потерявшего душу. Это в буквальном смысле слова, потому что его душа попадает в Россию и ее надо выручать. Будет много снега, печали и Санкт-Петербурга. «Замерзшие души», возможно, фильм, который ближе всего столкнулся с феноменом «загадочной русской души» и пытается остроумно разрешить связанные с ним парадоксы.
2009 г. Последнее воскресение
Режиссер Майкл Хоффман
В России никто не догадался снять фильм о Льве Толстом к столетию со дня его смерти. Американец Хоффман смог. Да еще привлек первостепенных актеров драмы — это Хелен Миррен, Джеймс Макэвой и помянутый фильмом выше Пол Джаматти. Роль же графа Толстого отвели для Кристофера Пламмера, что смело, конечно, и даже слишком, но все-таки почему-то сработало в итоге.
На выходе образовалась семейная драма о личности, которая вот-вот умрет, будучи запредельно великой, однако в глубине души все еще ощущает себя просто человеком.
2017 г. Смерть Сталина
Режиссер Армандо Ианнуччи
Проклятая, запрещенная и расстрелянная российскими чиновниками гениальная сатира на советские политические интриги. События нескольких месяцев 1953 года методом агрессивного гротеска ужаты до пары недель. В котел с кипящим сюжетом попали все, кто был или мог оказаться возле тела мертвого вождя. И заодно придумано, будто в его смерти повинен, так сказать, шоу-бизнес. О глубине погружения в детали советского быта тебе скажет хотя бы сцена с водосливным бачком туалета элитной московской квартиры.
Если даже этот фильм тебе не докажет, что иностранцы имеют право снимать фильмы о России, то мы опускаем руки, у нас исчерпались аргументы. И борщ.