Обязательным книгам нас учат в школе, а вот по части кино минимальную культурную программу учителя в нас не внедряют. Это даже к лучшему, потому что, как только нам начнут преподавать кино так же, как историю литературы, мы тотчас прекратим глядеть эти фильмы с удовольствием.
Трилогия «Властелин колец» (2001-2003)
Почему обязательно? Потому что наглядный и первостатейный образец экранизации, которую многие десятилетия считали неподъемной. За постановку «Властелина колец» не брался никто. А когда нашелся смельчак, многие предрекали провал. Получилось же ровно наоборот: лента Джексона задала стиль и тон почти для всех фэнтезийных фильмов, сериалов и видеоигр XXI века.
Трилогия «Крёстный отец» (1972-1990)
Кто-то скажет, что лучше себя не мучить и сократить просмотр трилогии до дилогии, то есть увидеть первые две ленты — 1972 и 1974 года. Доля правды есть в этих словах, и все же посмотреть третий фильм полезно хотя бы потому, чтобы убедиться: не каждое гениальное начинание гениально заканчивается.
Почему просмотр истории мафиозного клана Корлеоне обязателен? Ну, во-первых, чтобы понимать миллионы цитат, мотивов и заимствований, которые «Крёстный отец» породил. А во-вторых, увидеть, как спорный и стремный гангстерский жанр в один момент был поднят на самую вершину эстетической пирамиды кинематографа.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)
В этой советской комедии о быте пионерского лагеря проговариваются вполне очевидные истины, которые так или иначе фигурируют в каждом втором фильме или мультфильме для детей и подростков: не бросай друзей, не расстраивай старших, следуй зову сердца, будь самим собой и так далее. Просто здесь все озвучено и показано особенно сочно, наглядно, при полном отсутствии какого-то дидактического давления.
«Список Шиндлера» (1993)
Мы выбрали именно голливудское освещение темы холокоста не потому даже, что картина Спилберга чем-то ярче, глубже, монументальнее. Важен сам факт, что американцы говорят о страшных вещах языком, который понятен и русским, и японцам, и антиподам. Сначала надо понять, что все мы — люди с одной планеты, и уже после этого приступать к осмыслению холокоста, к тому, как он мог появиться на планете с одним доминирующим и вроде бы разумным биологическим видом.
«Амели» (2001)
А это нечто противоположное: картина, пропитанная насквозь добротой, но совсем не фальшивой. Добро тут тоже косячит, ошибается, прячется или, наоборот, прет напролом — в зависимости от настроения главной героини. И опять-таки важно, чтобы тему добра, тепла и социальной жизни для нас раскрыл кто-то с другого конца планеты, на этот раз из Франции.
«Реквием по мечте», 2000
Неописуемо талантливое кинополотно, которое имеет лишь одну простую и очевидную цель, однако справляется с ней как ничто другое. Одного просмотра достаточно, чтобы вы никогда не притронулись к наркотикам.
«Бойцовский клуб» (1999)
Фильм-напоминание о том, что кроме вездесущих либералов, коммунистов, консерваторов и капиталистов существует и другая древняя политическая сила, которая дремлет во многих из нас, а наше сознание или подсознание не дает ей вырваться наружу. Параллельно «Бойцовский клуб» раскрывает фундаментальные темы классовых язв, общества потребления, социального аутсайдерства — список может быть бесконечным. Без этой ленты ваше политическое воспитание далеко не продвинется.
«Москва слезам не верит» (1979)
Если требуется кино про сильных независимых женщин, то «Москва слезам не верит» — лучшая точка для старта. Хотя можно в качестве альтернативы предложить «Унесенные ветром» и «Чужой», советская лента все же будет важнее, ибо вскрывает культурный код, зашитый в советского человека до 1979 года, и вшивает обновленный код, действительный по сей день.
«Гран Торино» (2008)
Старость — одна из самых сложных тем в кинематографе. Это про любовь можно напридумывать миллиард приключений и шалостей. А вот драмы о старении, как правило, сводятся к одним и тем же знаменателям: одиночество, сожаление, непонимание и прощение. Мы не хотим заставлять вас смотреть «Земляничную поляну» Бергмана, тем более что под рукой есть кино более доходчивое и приземленное. В «Гран Торино» Клинт Иствуд размышляет не только о той жизни, которую уже не вернуть, но и о том, сколь пугает приходящее ей на смену.
«Сладкая жизнь» (1960)
Взгляд итальянского классика Федерико Феллини на вещи, над которыми задумываться обычно лень. Или же мы просто настолько привыкли к обыденности таких тем, что считаем их тупыми, а это отнюдь не так. Что такое слава, зачем она нужна, как связаны труд, талант и успех, где грань между любопытством, завистью и одержимостью… Но для многих зрителей даже не это главное, ведь «Сладкая жизнь» — эстетический праздник из золотой эпохи европейского фестивального кино.
«Хранители» (2009)
Фразу «Если вы хотите увидеть всего один фильм-комикс, то это должен быть…» каждый кинокритик заканчивает по-своему. Для кого-то это «Темный рыцарь», для кого-то «V — значит вендетта», для кого-то «Человек-паук». Однако редакция MAXIM исторически всегда настаивала начинать с «Хранителей», потому что там уместилась история, которая сразу обо всем и которая сразу со всем успешно справляется. Достижение воистину уникальное.
«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Не просто кино, а самый громкий и шумный гимн борцов против системы. Он не о революциях или сопротивлении, а о свободе внутренней, иметь которую — честь для любого человека при любом режиме.
Ну а после того, как вы надкусили классику мирового и российского кинематографа, можно углубиться в тонкости отдельных жанров. Пример: Все существующие жанры хоррора и лучшие фильмы-образцы.