Чтобы вжиться в шкуру советского человека и найти общий язык со своими дедами, недостаточно съесть пломбир за 48 копеек. Требуется переслушать все хиты Аманды Лир и Deep Purple, а еще увидеть хотя бы половину фильмов из представленного списка.
Человек, более-менее разбирающийся во вкусах и нравах советского зрителя, сможет интуитивно назвать страны, откуда в СССР пришли самые популярные кинофильмы. Наверняка это Франция, США и, конечно, Индия. Это действительно так! Но не только так…
[10-е место] «Четыре мушкетера» (1974, Франция)
Прокат в СССР: 1978 год. Количество зрителей: 56,6 миллиона.
Дико популярные в Советском Союзе французские комики «Шарло» снялись в 16 картинах. В наш прокат их попало куда меньше, однако все были мощными хитами — и «Четыре мушкетера», и его сиквел «Четверо против кардинала» и «ДМБ» по-французски — комедия «Новобранцы идут на войну». Удивительно, что некоторые из картин «Шарло» потешно выглядят и сегодня.
Триумф французских «Четырех мушкетеров» легко объясняется. Во-первых, это был смешной и очень фривольный балаган. Во-вторых, до премьеры советского телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера» оставался еще год.
[9-е место] «Мститель» (или «Непоседа», 1976, Индия)
Прокат в СССР: 1978 год. Количество зрителей: 60 миллионов.
Как и Франция, Индия считалась культурным союзником СССР. Постоянный культурный обмен между странами привел в итоге к тому, что многие индийские фильмы (вроде «Зита и Гита») советская страна знала наизусть. И все равно требовала больше.
«Мститель» — не индийский ромком, а музыкальный боевик с потасовками и покатушками. Голодный по экшену народ быстро повалил на сеансы. И так же быстро забыл об этом фильме. Даже старожилы при упоминании «Мстителя» впадают в медитацию, в тщетной попытке припомнить, что это за кино такое.
Можно ли его смотреть сейчас? Вполне. Фильм совсем не противный, да и Риши Капур далеко не худший артист Болливуда.
[8-е место] «Танцор диско» (1983, Индия)
Прокат в СССР: 1984 год. Количество зрителей: 61 миллион.
Самый мегакассовый иностранный хит 80-х. Было ощущение, будто все одноминутно сошли с ума: и взрослые, и дети пересказывали фильм друг другу в мельчайших подробностях, а на следующий день шли смотреть «Танцора диско» в четвертый раз. Объяснить это рационально практически невозможно, как невозможно объяснить успех видеоклипа вроде корейского Gangnam Style.
«Танцор диско» — эпический, на два с половиной часа, мюзикл с самодеятельностью в стиле диско. При этом многие песни копируют или пытаются копировать американские и европейские шлягеры тех лет. В остальном же перед тобой стопроцентно болливудская мелодрама с плясками. Кажется, именно после «Танцора диско» в народе стал ходить анекдот, что кино бывает хорошим, плохим и индийским.
Чего не отнять у «Танцора диско» — так это шарма с нестареющим ароматом развесистой клюквы. Если тебе хочется увидеть лишь один индийский фильм в жизни, то «Танцор диско» — первый кандидат.
[7-е место] «Белое платье» (1974, Египет)
Прокат в СССР: 1976 год. Количество зрителей: 61 миллион.
Нагля Фатхи пережила грандиозный триумф в Стране Советов. На советском экране крутилось не так уж и мало фильмов с ее участием, но именно мелодрама о несчастной девушке в роскошном белом платье собрала рекордное число просмотров — 61 миллион.
Нынче фильм позабыт киноманами, вспоминают о нем только в такого рода списках. И все же, судя по комментариям и счетчикам YouTube, барышни из СССР по сей день тайком пересматривают «Белое платье».
[6-е место] «Бобби» (1973, Индия)
Прокат в СССР: 1975 год. Количество зрителей: 62,6 миллиона.
В 1975 году советские чиновники договорились с братьями-индусами о переводе на русский и прокате самого кассового фильма в истории Индии на тот момент. Его поставил актер и режиссер Радж Капур, которого на родине прозвали «индийский Чарли Чаплин», да и в СССР хорошо знали.
В центре картины — типичная для кино из тех краев история любви молодых людей из разных кланов, между которыми не может и не должно быть ничего общего.
Несмотря на ординарность темы, «Бобби» — штучный продукт. Фильм не только стал титаном кинопроката, но его активно пересматривают и обсуждают по сей день. Как режиссер Радж Капур снял на самом деле очень немного кинокартин.
[5-е место] «Спартак» (1960, США)
Прокат в СССР: 1967 год. Количество зрителей: 63 миллиона.
К фракийскому герою Спартаку в СССР было особенно почтенное отношение. И книги про него писали, и балеты ставили, и скульптуры в пионерлагерях воздвигали, и спортивные клубы его именем называли.
Неудивительно, что, как только в Голливуде взлетел и был осыпан почестями фильм про Спартака, наши приложили все усилия, чтобы донести его до советского зрителя. К тому же в СССР уже знали и любили актера Кирка Дугласа — многие видели «Странствия Одиссея», снятые несколькими годами ранее.
Сам фильм представлять, очевидно, не надо. Грандиозный пеплум Стэнли Кубрика и по сей день пересматривается ровно с такими же чувствами, что и 60 лет назад. Для зрителей той эпохи «Спартак» стал примерно тем же, чем стал для нас «Властелин колец».
[4-е место] «Золото Маккенны» (1969, США)
Прокат в СССР: 1974 год. Количество зрителей: 63 миллиона.
Вестерны то и дело просачивались в советский кинопрокат. И даже оказали огромное влияние на советский кинопром, породив ответку в виде истернов «Неуловимые мстители» и «Белое солнце пустыни». Школьники обожали играть в ковбоев и индейцев.
«Золото Маккенны» с Грегори Пеком и Омаром Шарифом — это не просто про лассо и томагавки, но и про поиски сокровищ. Неудивительно, что наш народ подсел на этот фильм.
Но почему его купили для советского проката? Скорее всего, причина в том, что в Америке «Золото Маккенны» разгромили критики, ну а зрители просто проигнорировали. В итоге дорогущее кино грозило обернуться полным провалом. Видимо, нашим чиновникам удалось хорошо сторговаться, в итоге фильм спас своих продюсеров и озолотил советский Госкинофонд.
[3-е место] «Бродяга» (1951, Индия)
Прокат в СССР: 1954 год. Количество зрителей: 63,7 миллиона.
Еще одна картина Раджа Капура в нашем списке. Сейчас бы «Бродягу» назвали криминальной драмой, но в те годы такой термин еще не был в обиходе. Вор, любовь, тюрьма, индийский шансон — вот это все.
Кино цапануло весь мир, а советских граждан особенно. Его у нас четыре раза запускали в прокат — в 1959, 1965, 1977 и в 1985 годах. Так что третье место в списке тебя не должно удивлять.
[2-е место] «Великолепная семерка» (1960, США)
Прокат в СССР: 1961 год. Количество зрителей: 67 миллионов.
Отрадно, что на втором месте среди самых успешных заграничных фильмов в СССР — настоящая, общепризнанная классика. Пусть даже это всего лишь ремейк «Семи самураев» Акиры Куросавы. Но «Великолепная семерка» зажила самостоятельной жизнью и стала вехой.
В вестерне о защитниках бедной деревни от бандитов снялись Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн и уроженец Владивостока Юл Бриннер. Советский народ их мгновенно заобожал. А вот партийная верхушка и кинопресса негодовала — дескать, кормят народ второсортным американским продуктом. Даже Хрущев обвинил фильм в плохом влиянии на подрастающее поколение советских граждан.
[1-е место] «Есения» (1971, Мексика)
Прокат в СССР: 1975 год. Количество зрителей: 91,4 миллиона.
Обрати внимание на колоссальный отрыв лидера списка от второй позиции — почти в полтора раза! Да что говорить… мексиканская «Есения» обогнала даже абсолютного советского чемпиона — боевик «Пираты XX века», который привлек в кинозалы жалкие 87 миллионов зрителей.
Но ты когда-либо слышал об этом фильме? Вангуем, что никогда.
Двухчасовая «Есения» — это мексиканский романс с цыганскими (!) мотивами. Роль жгучей цыганки Есении сыграла Жаклин Андере, в фильмографии которой штук тридцать фильмов, из них по-настоящему знаменит лишь один — «Ангел-истребитель» Бунюэля. А вовсе не «Есения».
Дичайшая популярность «Есении» была чисто локальным советским феноменом, однако надо признать, что фильм неплох и обольстительно красив. Он явно зацепил ту женскую аудиторию, которая рвалась в советские кинотеатры на все французские фильмы про Анжелику — маркизу ангелов.
Ну а какие зрелищные фильмы снимали в самом Союзе? Читай наше исследование: «Все советские космические фантастические фильмы».