Из всех искусств кинематографа для нас важнейшим являются бои на мечах, мачете и катанах, а также перестрелки из оружия всех калибров. Этот жанр существует столько же, сколько и само кино. Да, киношные бои и стрельба чаще всего нереалистичны, но кого это смущает? И речь вовсе не о световых мечах или другом фантастическом оружии. Даже самые обычные пистолеты и ружья чаще всего изображаются довольно неправдоподобно.
Причем небрежность в изображении оружия может распространяться как на способы его использования, так и на внешний вид, мощность и другие технические характеристики.
Разумеется, рядовой зритель может и не обладать глубокими познаниями об оружии, но сценаристы и постановщики сцен обязаны иметь хотя бы умеренное понимание того, что они хотят показать, или же заняться ликбезом перед тем, как приняться за работу, и не путать клеймор с ятаганом, а «Калашников» с автоматом Томпсона.
Лазерные лучи — «Голдфингер»
Когда Аурик Голдфингер узнает, что Джеймс Бонд — секретный агент, он пытается убить его, и самое зрелищное из покушений — попытка разрезать агента 007 пополам мощным лазером. К счастью, Бонду удается выбраться из ловушки. Вся эта сцена — форменная чушь!
На момент выхода «Голдфингера» лазеры существовали всего четыре года, поэтому технология, лежащая в их основе, все еще находилась в зачаточном состоянии. Собственно, лазерного оружия не существовало до 1980-х годов.
Но даже современные лазеры не являются столь смертоносным оружием, каким их представляла и представляет научная фантастика. Лазер настолько чувствителен, что даже самые мелкие предметы могут повлиять на его способность поразить цель, включая дождь, дым или пыль.
Лазеры могут вызвать слепоту, если нацелены на глаз, но то, что они могут разрезать человека, как световым мечом, — выдумка. Даже в настоящее время не существует лазеров, способных разрубить человека или другой твердый предмет пополам. Ну, или мы ничего о таких не знаем.
Боевой цеп — «Царство небесное»
Боевой цеп — непременный атрибут практически любого фильма о средневековье. Даже если очень сильно постараться, сложно вспомнить фильм той эпохи, в котором нет сцены, где один из героев бы не поражал своих противников шипованным шаром на цепи.
Цеп появлялся в таких фильмах, как «Храброе сердце» и «Гладиатор», но самая эпичная сцена — в «Царстве небесном» Ридли Скотта. Персонаж Орландо Блума сражается с рыцарем, вооруженным трехглавым цепом. И сам собой встает вопрос: как можно было контролировать такое оружие? Невозможно рассчитать траекторию движения трех шаров, так что шанс травмировать не противника, а себя самого — гораздо выше.
И тут самое время сказать, что цепом пользовались иначе. Правда в том, что им вообще практически не пользовались. Цепы были оружием ополчения, чаще всего крестьян, которые делали их из сельскохозяйственных цепов. А вот в Азии (Китае, Корее и Японии) искусство владения боевыми цепами было куда богаче и разнообразнее.
Гвоздезабивной пистолет — «Великий уравнитель»
На первый взгляд гвоздезабивной пистолет — идеальное оружие: он может выдать 40 гвоздей в минуту, а обойма у него рассчитана на 400 гвоздей. Эти пистолеты присутствуют во многих фильмах: «Пункт назначения — 3», «Казино „Рояль“» и «Смертельное оружие — 2». Но самой знаковой все же является сцена из «Великого уравнителя», в которой герой Дензела Вашингтона убивает главного злодея гвоздем.
Но если гвоздезабивные пистолеты так эффективны, почему их не используют с той же целью в реальной жизни? Ответ очевиден: потому что они не могут стрелять гвоздями, как пулями. Независимо от того, является инструмент пневматическим, соленоидным, с пороховым приводом или с приводом внутреннего сгорания, во всех имеется встроенный предохранительный механизм. Гвоздезабивной пистолет может стрелять гвоздями, только прижимаясь к твердой плоской поверхности. Иначе профессия строителя была бы сопряжена с куда большими рисками для здоровья и жизни.
Упавшее оружие стреляет — «Правдивая ложь»
В конце триллера «Правдивая ложь» героиня Джейми Ли Кертис стреляет из пистолета-пулемета «Узи», чтобы помочь мужу. Но, испугавшись отдачи, она бросает «Узи» с лестницы сразу после нажатия на спусковой крючок. К счастью, пулемету удается делать несколько выстрелов каждый раз, когда он попадает в ступеньку, и расстреливать злодеев в помещении.
Эта потрясающе веселая сцена, увы, невозможна. С 1968 года правила производства огнестрельного оружия требуют тщательных испытаний на безопасность при падении, чтобы предотвратить подобное.
Полуавтоматический пистолет имеет блокировку ударника. Это означает, что он не может стрелять, пока находится в состоянии покоя. Даже если ударить по нему с большой силой, предохранительный механизм не даст ему выстрелить. Единственный способ отключить блокировку — нажать на спусковой крючок.
Бывают невероятно редкие случаи, когда упавшее ружье стреляет, но это означает брак сборки. И даже в подобном случае «Узи» не мог бы многократно сработать после падения, как показано в фильме.
Бой на мечах — «Убить Билла»
Сцена, в которой главный герой окружен толпой противников, вооруженный лишь мечом, — слабое место многих режиссеров. Не устоял против подобного и Тарантино. Беатрикс Кидо, она же Невеста, сражается с бандой «88 бешеных» и выходит победительницей, разметав остатки и кишки противников по комнате.
Какой бы крутой ни была эта сцена, Невеста никогда бы не могла выиграть такой бой. И не только из-за того, что ее противников в 88 раз больше. Хотя она пронзает людей, как будто они сделаны из масла, большинство мечей сгибаются после столкновения с человеческой костью. А еще — тупятся от ударов. Так что уже после десяти жертв ее катана была бы покрыта таким количеством крови и человеческих внутренностей, что Невеста могла бы с тем же успехом бить врагов палкой.
Вдобавок к этому героиня намеренно бьет своим мечом по вражеским мечам. В настоящих боях на мечах противники избегают клинков друг друга, зная, что они могут сломаться от нескольких ударов.
Бумеранг — «Безумный Макс — 2: Воин дороги»
Один из самых запоминающихся персонажей «Безумного Макса» 1981 года — Дикий Ребенок. Мальчик был вооружен бумерангом, который он мог метать со смертельной силой или ловить без особых усилий.
Но в жизни с бумерангами все немного сложнее. Во-первых, не каждый бумеранг предназначен для возвращения владельцу. Возвратные бумеранги делают с тупыми краями, чтобы владелец не порезался, ловя его. Кроме того, так как бумеранг — аэродинамический инструмент, попасть в цель с его помощью очень проблематично.
Изначально люди использовали бумеранги для охоты на птиц. Брошенный в дерево бумеранг заставлял стаю взлетать. Помимо этого бумеранги использовали как игрушки и ударные музыкальные инструменты.
Мины — «Kingsman: Золотой круг»
Один из самых напряженных моментов во многих фильмах — сцена, когда герои пробираются через зону боевых действий и слышат щелчок, означающий, что один из них наступил на фугас. Как только ногу уберут, мина сработает.
Лучше всего этот момент нам показали в кульминации «Kingsman: Золотой круг». Агент Мерлин наступает на мину и начинает петь, чтобы привлечь охранников главной злодейки. После того как враги подходят вплотную, он снимает ногу с мины, и взрыв убивает всех.
Это, конечно, очень драматичный момент, но противопехотные мины так не работают. Во-первых, мина не взрывается, как граната. Скорее всего, Мерлину оторвало бы ступню или ногу, но взрывом бы никак не убило десяток человек. Другое дело — противотанковая мина, в ней заряда бы хватило. Но современные противотанковые мины чаще всего не нажимного действия, они реагируют на другие показатели: вибрацию почвы, контакт с металлом и т.д. Так что на ней Мерлин мог даже попрыгать без ущерба для здоровья (хотя мы бы не советовали).
Во-вторых, мина не издает предупреждающего щелчка. Эта идея была внедрена в поп-культуру, чтобы создать интригу. Было бы бессмысленно конструировать мины таким образом, поскольку это дало бы всем остальным достаточно времени, чтобы уйти из зоны поражения.
Ружья с транквилизатором — «Люди Икс — 2»
В «Людях Икс — 2» военный ученый Уильям Страйкер считает, что назревает война между человечеством и мутантами. Он приказывает своим солдатам ворваться в дом Людей Икс, чтобы нейтрализовать их и использовать в своих целях.
Солдат стреляет транквилизатором в ребенка-мутанта, и тот теряет сознание. Несколько мгновений спустя таким же дротиком со снотворным выводят из строя двухметрового гиганта по имени Колосс.
Но вот в чем подвох: не существует дозировки, которая одинаково действовала бы на всех. Чем крупнее человек, тем больше ему требуется анестетика. Если дротики солдата Страйкера рассчитаны на ребенка, то Колоссу от них было бы ни жарко ни холодно. И наоборот, доза, рассчитанная для Колосса, ребенка бы просто убила.
Не хочется подсказывать Страйкеру, но, если он хотел нейтрализовать Людей Икс у них дома, ему следовало бы использовать газ.
Дробовик с глушителем — «Старикам здесь не место»
Киллер из «Старикам здесь не место» Антон Чигур — один из самых ярких злодеев последних лет. Каждая черта его образа добавляла очков его образу: монотонная речь, поражающая впечатление эффективность и поразительная безжалостность.
Еще одна особенность Чигура — его оружие. В фильме он пользовался пистолетом для забоя скота, а потом перешел на полуавтоматическое ружье Remington с глушителем, делавшим каждый выстрел похожим на тихое шипение.
Однако глушители так не работают. Громкость выстрела из дробовика может доходить до 165 децибел. В 1980 году, когда происходит действие фильма, глушители могли снизить громкость на 20 децибел. Но оставшиеся 145 децибел — это очень громко. Для сравнения: громкость двигателя мотоцикла составляет 100 децибел.
Глушители для дробовика, эффективные настолько, как это показано у Коэнов, были изобретены только в 2014 году, то есть через семь лет после выхода фильма на экраны.
Ковка меча — «Конан-варвар»
Фильм начинается со сцены ковки клинка Конана. Кузнец расплавляет сталь, заливает в форму меча и затем ждет, пока она затвердеет. Когда сталь остынет, ее можно использовать. Стоит ли говорить, что в этой сцене не так почти все.
Во-первых, меч не сделать за пару часов. На изготовление ручки или гарды требуется еще больше времени. Кроме того, выковать меч из кипящей жидкости можно только из меди, а не из стали. Однако этот метод не применялся со времен бронзового века. Хотя кто ждет точности от фильма, в котором Джеймс Эрл Джонс превращается в змею?