Перед тобой — десяток полнометражных мультфильмов, нарисованных в стране восходящих японцев. Самый старый из них датирован 1998 годом, что изрядно давно. И все же кассовые сборы чемпионов суммируются без поправки на инфляцию — хотя бы потому, что многие из картин выходили в повторные прокаты в наше время и пересчитать всех зрителей не в состоянии даже продвинутый боевой робот.
10. «Ариэтти из страны лилипутов», 2010 — $148 млн
Сказка про лилипутов-добываек, которые вечно прячутся от людей и все-таки попадаются на глаза одинокому мальчику. Занятная сказка напоминает гибрид Дюймовочки с Тоторо, хотя и не достигает столь широких размахов душевности, как «Мой сосед Тоторо».
«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссерский дебют Хиромаса Ёнэбаяси, ученика Хаяо Миядзаки, работника той же студии Ghibli. Прямое следствие этого — детальная картинка и обаятельная картина.
9. «Принцесса Мононоке», 1997 — $150 млн
Экологический эпос режиссера Хаяо Миядзаки. Легенда о столкновении духов природы с человечеством, которое только-только стало осваивать огнестрельное оружие. Сложная и комплексная история, визуально детская, однако взрослая по сути. Стоит многократного пересмотра, чтобы разобраться в происходящем, хотя насладиться легко и с первой попытки.
8. «Покемон: Фильм первый» («Мьюту против Мью»), 1998 — $163 млн
Название говорит само за себя: это дебют Пикачу и Ко на большом экране. Потом последует более двадцати полнометражек!
Действие фильма развивается во времена первого сезона мультсериала. Он склеен из нескольких историй, в центре которых сага о том, как боевой покемон Мьюту сражается с покемонами добра. Остальное себе нетрудно представить без подсказок.
7. «Дораэмон: Останься со мной», 2014 — $183 млн
Стилистически современное, то есть трехмерное, аниме режиссера Такаси Ямадзаки. В спальню к школьнику-недотепе влезают посланцы из будущего и дарят которобота Дораэмона. Друг будет учить мальчика жить по понятиям и шалить без понятий. Если в двух словах, то это Карлсон на японский лад.
Сюжета в фильме мало, как и юмора, но картинка местами цепляет — это самый дорогой мультфильм из нашего списка. Вообще про Дораэмона в Японии сняты адовые сотни мультиков.
6. «Дитя погоды», 2019 — $193 млн
Режиссер Макото Синкай, если описывать кратко, это новый Хаяо Миядзаки. Стилем они сильно разнятся, конечно. Достаточно заметить, что Миядзаки воспевает дикую природу и провинцию, а Синкай тяготеет к урбанизму. И все же есть две ключевые вещи, объединяющие этих японских мастеров: колоссальные кассовые сборы и арт на экране в чистом виде, без компромиссов.
«Дитя погоды» — грандиозный мультфильм о девочке, обладающей даром: она повелевает дождями. Этот дар оказывается не просто странным, но очень опасным. В российском прокате прошел незаметно, а в остальном мире собирал толпы — и стоил того.
5. «Рыбка Поньо на утесе», 2008 — $204 млн.
Хаяо Миядзаки работал над «Рыбкой Поньо» в максимально детском режиме. Это его самый семейный мультфильм — нечто вроде «Русалочки» для детишек, про дружбу пятилетнего мальчика и волшебной рыбки. Много красивых кадров и прекрасных музык, а развлечений для взрослых здесь не предусмотрено.
4. «Ходячий замок», 2004 — $236 млн
«Властелин колец» в мире мультфильмов: магия, война, дворцовые интриги. В какой-то момент даже максимально сосредоточенный зритель начинает теряться, и возникает желание пересмотреть все с начала.
Бродячий замок — нечто вроде избушки на курьих ножках, только на стероидах (Хаяо Миядзаки этого не скрывал). Хотя сюжет основан на книге английской сказочницы Дианы Уинн Джонс. Так как ты видел мультфильм раз семь-восемь, то мы перейдем к следующему.
3. «Твое имя», 2016 — $380 млн
Монументальное полотно Макото Синкая. Комплексная тема развивается сразу в нескольких реалиях: в прошлом, в настоящем и в снах. А начинается все с пустяковой, казалось бы, фантастической коллизии — когда душа юноши и душа девушки вдруг начинают обмениваться телами без их на то дозволения.
Очень японская история, к этому надо быть готовым перед началом просмотра. «Дитя погоды» того же Синкая попроще для российского зрителя. Происходящее тем не менее настолько завораживающе живописно, что, единожды включив, уже не выключишь.
2. «Унесенные призраками», 2001 — $395 млн
Полтора десятилетия «Унесенные призраками» оставались самым кассовым аниме в истории, и никто с этим не спорил.
Самое поразительное в этом творении Хаяо Миядзаки — то, насколько этот сложнейший мультфильм легок для вхождения. Включил — и ты уже в нем. Как будто нырнул в кроличью нору, и все дела (с остальными аниме хлопот для неяпонского зрителя куда больше). Пошла девочка погулять с родителями — а там сразу страна чудес, призраки, ведьмы и волшебный паровоз.
1. «Истребитель демонов: Поезд „Бесконечный“», 2020 — $503 млн
В коронавирусном (!) 2020 году «Истребитель демонов» сорвал джекпот, перекрыв предыдущего рекордсмена на сто с лишним миллионов. Что это было такое?
Отвечаем: перед тобой как раз такой тип аниме, который люто ненавидят взрослые. Суетливые истеричные персонажи. Парализованные пролеты по экрану в героических боевых позах. Сюжет, в котором тебе никогда не суждено разобраться, если ты не ниндзя на мухоморах. Герои носятся по поезду, мочат демонов и пересказывают сны.
Полнометражный мульт на самом деле является прямым продолжением первого сезона аниме-сериала «Истребитель демонов», без знания которого тут ловить нечего. Мы пытались, пока вдруг не поняли, что если смотреть задом-наперед вверх ногами, то все понятнее и интереснее. Ну ты понял…
Если ты считаешь себя слишком старым для всего описанного — не отчаивайся. Попробуй пройти традиционный японский тест на старение.