[10] «Проект «Анна Николаевна» (2020 и далее)
Российские ученые выдали на-гора не имеющего аналогов робота-полицейского. Выглядит он как распрекрасная на все тело идеальная барышня в звании капитана полиции (артистка Зоя Бербер). Наш отечественный робокоп — персонаж комедийный, поэтому зрителям предлагают веселиться, глядя, как киберкрасавица внедряется в жизнь лирического городка с неспокойной криминальной обстановкой. Симпатичный на вид детектив с содержанием сай-фая, местами предлагаются удачные шутки.
[9] «Лачуга должника» (2017)
Живописно снятая научная фантастика в старомодном советском духе, что логично: перед вами экранизация повести Вадима Шефнера 1981 года, которая так и называлась — «Лачуга должника». Действие разворачивается параллельно в разных эпохах и местах, а триггером, объединившим все события, стал секретный эликсир, обнаруженный детворой на берегу реки. Все очень серьезно, романтично, слегка запутанно и с легкой грустинкой, как и полагается советскому сай-фаю.
[8] «Пробуждение» (2021)
Продукт импортозамещения, ремейк одноименного штатовского сериала, который, несмотря на отменные отзывы, на глазах терял популярность и был закрыт после первого сезона. Наше «Пробуждение» тоже обошлось одним сезоном, зато формально законченным. Евгений Миронов в роли главы неблагополучного семейства, которое попадает в автомобильную аварию. И теперь герой просыпается в двух мирах поочередно: в одном жива его жена, во втором — сын. Он работает в полиции, так что сюжет активно клонится в детективную сторону. Фантастика здесь больше для формальности, «Пробуждение» больше походит на типовую угрюмую российскую криминальную драму.
[7] «Обратная сторона Луны» (2012-2016)
Еще один криминальный сериал, который притворяется фантастическим. Здесь полицейский опер с лицом Павла Деревянко охотится на маньяка, но после опять-таки аварии превращается в попаданца: он переносится в советский 1979-й год. Сразу после премьеры постановка стала суперхитом российского ТВ, ибо впервые предложила зрителям очень тщательную реконструкцию советского быта. Зрелище породило отдельную плеяду фильмов и сериалов про попаданцев, ведь практически каждый второй российский сай-фай — это либо кто-то попадает в СССР, либо кто-то выпадает из СССР. Кстати, первоисточник импортный — британский сериал «Жизнь на Марсе».
[6] «Лучше, чем люди» (2018-2019)
Пионер среди российского сериалостроения, закупленный для показа в мировой сети Netflix. К великой радости, не содержит попаданцев. Уже из названия несложно догадаться, что речь пойдет о роботах: в центре событий — андроид нового, особо эмоционального поколения (актриса Паулина Андреева). Никаких космических битв не ждите, здесь лишь футуристическая мелодрама об адаптации, опасностях и борьбе роботов. Экшен в гомеопатических дозах, и как итог — красивая фантастика для эмпатических домохозяек.
[5] «Чернобыль: Зона отчуждения» (2014-2017)
Весьма популярный триллер про малолетних лоботрясов и умников, которые отправляются в зону Чернобыльской АЭС и там попадают в суровый переплет, связанный с пространственно-временными аномалиями. На взрослую голову смотреть такое тяжко, ибо «Чернобыль: Зона отчуждения» — сериал для молодых. Хотя стоит признать, что в узком жанре молодежной фантастики это лучшее из созданного в наших землях.
[4] «Красный 5» (2024)
Пародия в эстетике комиксов на агентов 007 и любые шпионские заграничные боевики. Агент-неудачник с позывным «Красный 5» получает самую неблагодарную работу на свете — ловить беглых супермутантов из секретной лаборатории КГБ. Снято с пальбой, кровушкой и прибаутками, то есть по российским меркам на редкость бодрое зрелище, новый уровень! Денис Шведов, Роман Курцын и Гоша Куценко прилагаются.
[3] «Гости из прошлого» (2020 и далее)
Юрий Стоянов играет советского изобретателя-самоучку, который сооружает дома машину времени и после девяносто шести неудачных попыток проламывает дыру во времени. Его шикарная московская квартира 1982 года перемещается в наше время, и теперь приходится делить жилплощадь с не шибко интеллектуальными соседями. Сериал «Гости из прошлого» как комедия не особенно удался: юмор слишком простенький и тысячу раз проторенный. Однако ситуацию спасают живописные персонажи, теплая ламповая картинка ну и актерский ансамбль по главе со Стояновым, конечно.
[2] «Два холма» (2022 и далее)
Потешный постапокалипсис с демонстрацией идеального мира, где почти не осталось мужчин, а те, что остались, деградировали. Женщины строят мир сами, они сильные, независимые и даже красивые (сериал-то российский!). Идея, мягко говоря, не новая, так что все решает реализация. И тут как раз «Два холма» сияют, ибо выглядят зачетнее и забористее, чем типовой продукт отечественного сериалостроения. Однозначно доставляет обещанное, если не относиться к показанному чересчур серьезно.
[1] «Birchpunk» / «Кибердеревня» (2020 и далее)
Нарочито нелепый и на диво заразительный фантастический цикл про житье-бытье в российской глубинке будущего, где просторы вселенной бороздят роботы, а народ все еще живет и мыслит скрепами времен лаптей. Комедию придумал не искусственный интеллект, а видеоблогер Сергей Васильев. Затея прижилась, и в 2023-м сия небывальщина переползла с «Ютуба» на ТНТ. Настоящая футураша — без блэкджека и чуждого разврата!
То, как мучилась и упиралась литературная фантастика при переносе на экран, вы сможете узнать в следующей статье: 9 лучших сериалов по книгам в жанре фантастика.