Наибольшую обеспокоенность в кулуарах Преисподней вызывают теологические дискуссии на тему того, что считать блэк-металом. Технически сложилось так, что блэк-метала образовалось две штуки. Первобытный протоблэк 1980-х годов и современный, с начала 1990-х. Они сильно связаны, местами похожи, и все же это две разные музыкальные вселенные, одинаково черные и беспросветные. В нашей статье запланировано немного пластинок, всего десять, поэтому не будем охватывать необъятное, а сосредоточимся на чем-то одном — на черном металле второго поколения, со скрипучими гитарами и хрипами.
10. Cradle of Filth, «Cruelty and the Beast», 1998
Главный представитель easy listening блэк-метала. Его можно включать даже девушкам, и они не умрут (если, конечно, сами того не захотят). У англичан из Ипсвича злоба театральная, даже карикатурная, и им такое идет. Плюс много симфонических звуков и гитарных прогонов в стиле Iron Maiden. Слегка шипастая милота!
9. Absu, «Tara», 2001
Следующим в нашем списке идет американский коллектив — к нашему собственному удивлению. Дело в том, что ни Британия, ни США не славятся великой блэк-металлической активностью: в девяностые их опережали норвежцы, уже в нашем веке — французы и представители иных диковинных стран. При этом Absu — почти идеальная чернометальная команда с абсолютно потрясающим барабанщиком. «Tara» ровно и красиво куда-то несется почти с треш-металлическим упорством. Тот случай, когда блэк-метал не угнетает слушателя, а заряжает энергией.
8. Ulver, «Bergtatt: Et eeventyr i 5 capitler», 1995
Отнюдь не злющий, а атмосферно эпичный блэк из Норвегии, вызывающий раздумья о глубинах космоса, мрачных народных сказках и забытых богах. Его можно назвать даже мелодичным, ничуть не покривив душой (если она у вас есть).
7. Batushka, «Литоургиiа»
Не русский, а польский невиданного замысла проект — как писали бы в казенных летописях, «блэк-метал на мотивах православного фолка». Что недостаточно точно описывает происходящее, ибо музыка вызывает еще более глубинные и пугающие ассоциации.
6. Beherit, «Drawing Down the Moon», 1993
Первый кандидат на конкурс самой беспонтовой блэк-метал-обложки. Чернушники из Финляндии накатали весьма и весьма атипичный альбом, мало похожий на что-либо другое. Тихо жужжащий апокалиптический блэк, в котором отчетливо слышится урчание моторов демонических боевых желудков, которые никуда не спешат и готовы переваривать мир постепенно.
5. Immortal, «Pure Holocaust», 1993
Одно из первых полнометражных произведений в жанре норвежского блэка. Образцово-показательный экземпляр прямиком из морозилки, без единой лишней ноты и инородных вкраплений. Можно прямо в палате мер и весов выставлять как эталон сферического блэк-метала в вакууме. Immortal особенно хороши еще и тем, что могут стартануть на сверхзвуковых скоростях в самом начале пластинки, и до самого конца на них же долететь. Никаких компромиссов с тоской и скукой.
4. Mayhem, «De mysteriis Dom Sathanas», 1994
Зачинатели всего норвежского бардака и хаоса имеют лишь один недостаток: их записи слушаются совсем не так зловеще, как читаются их биографии. Студийные пластинки Mayhem можно назвать чудными, у нас есть такое ощущение, будто фанаты слушают Mayhem из вежливости и уважения, а не радости ради. Карьера группы стартовала с выходом в 1987 году мини-альбома «Deathcrush» — дикий и отчасти панковый опус. А лонгплей они выдали лишь через семь лет: «De mysteriis Dom Sathanas» — очень аккуратно сыгранное железо с там и сям разбросанными бзиками. Понять, что тут хорошего, — решительно трудно. Именно поэтому и тянет переслушивать!
3. Deathspell Omega «Paracletus», 2010
Из обоймы жесточайших французских блэк-металлистов несложно выдернуть совершенный пример — Deathspell Omega. Дюже жестокая стена звука с кровавыми вкраплениями прог-металла. Если у вас разболится голова, не переживайте, так оно и надо. Перед вами тот самый вариант блэка, который сжигает на медленном огне… Хотя нет, на быстром!
2. Burzum, «Filosofem», 1996
Даже за пределами блэк-метал-комьюнити этот альбом затаскан и зацитирован до дыр. Хотя при этом стоит понять важную вещь: Варг Викернес особенно и не старался играть типовой блэк-метал. Поэтому, начиная знакомство с «Filosofem», вы тем самым подписываете лицензионное соглашение, где даете согласие, что получите о блэк-метале максимально искаженное впечатление. А альбом и впрямь отменный, причем особенно в тех местах, где Burzum отшатывается от железа максимально далеко, где тянет протяжные нойзовые дроуны под стремные клавиши, будто сбежавшие из ранних пластинок The Cure. Противоречиво притягательная зараза.
1. Darkthrone, «Transilvanian Hunger», 1994
Варг Викернес незримо присутствует и на этой пластинке, половина песен которой построена на его стихах. «Transilvanian Hunger» — лютейшая леденящая дичь с первой до последней секунды. Главный фокус, который вытворяют Darkthrone на четвертом альбоме: они записали пластинку, которая звучит как монолитный атмосферный эмбиент, а на самом деле состоит из бешеного молотилова. Хотя, чтобы полностью раскрылось все богатство палитр, вам понадобится баснословно дорогая аудиосистема (это мы так шутим, должны же мы хоть раз тупо пошутить в данной статье).
И под конец надо сообщить, что наш редакционный металловед открыл ответ на главный вопрос мироздания: Откуда и когда появились дикие нечитаемые логотипы метал-групп.