«Телесеть» (1976)
Оскароносный в тамошних краях и мало у нас известный фарс про телеведущего, который спятил и пообещал себя убить в прямом эфире. Рейтинги телеканала рванули вверх, однако для их поддержания градус маразма надо накалять ежедневно. Образцово-показательная сатира, которая, к сожалению, остается актуальной, и с этим ничего не поделать.
«Видеодром» (1982)
Клинически триповый хоррор Дэвида Кроненберга. Сюжет переварить так же трудно, как дикобраза, но мы попробуем описать одной фразой: секретный видеоканал стал порабощать мозг зрителей и перестраивать их организм в новую инфернальную форму. Весь фильм тебя не отпускает желание сжечь пульт от телевизора. Лучше не сопротивляться, а так и поступить.
«Телемертвецы» (1987)
Если Ромеро в своих картинках ассоциировал зомби с обществом потребления, то Роберт Скотт в своем единственном фильме пошел еще дальше: у него ходячих мертвецов порождает телевизор. Простенький зомби треш, который был хитом наших видеосалонов 80-х.
«Прирожденные убийцы» (1994)
Да, это картина о романтической коллизии двух психопатов. Однако тема алчности зрителя до крови и сенсаций красной строкой прорезает весь фильм, обнажая гнилые потроха шоу-бизнеса.
Но что мы все о грустном. Не исключено, что в телевидении есть что-то хорошее — поищи это в наших телевизионных анекдотах.
«Плутовство» (1997)
Самое, наверное, каноническое высказывание на тему гипнотизирующей лжи телевидения. Дастин Хоффман и Роберт Де Ниро в картине о том, как ради спасения репутации президента США можно устроить телевизионную спецоперацию. Смешное кино о несмешном.
«Шоу Трумана» (1998)
Легкая по форме и жестокая в душе вивисекция телевизионных нравов. Джим Керри играет сытого обывателя, который начинает подозревать, что его мир вымышлен. Фильм фактически провозглашает, что весь мир — это и есть телевизор. Та же тема с других ракурсов искрометно обыграна в сериале «Ванда/Вижн» и кинокомедии «Плезантвиль».
«Обитаемый остров» (2008)
Не особенно удачная, но все же заслуживающая одного просмотра двухсерийная сага по роману братьев Стругацких. Землянин-идеалист в 2157 году совершает посадку на тоталитарной планете, где поведение населения контролируют загадочные башенные сооружения. К телевидению башни прямого отношения не имеют и все же очевидным образом олицетворяют именно его.
«Реальность» (2012)
Тема разложения личности, которая слишком усердно мечтает попасть в телевизор, не нова. Ее можно зацепить и в «Реквиеме по мечте», и даже ухватить за хвост в «Джокере». Итальянская «Реальность» куда легче, зато берет на себя смелость довести такую историю до логического конца. Харизматичный отец семейства загорается идеей стать героем реалити-шоу, и это обернется не таким весельем, как мерещилось поначалу.