Как только люди в кинозалах перестали бояться надвигающегося на них поезда, режиссеры смекнули, что пора стращать публику новыми трюками.
В этом списке собрано по одному самому раннему фильму ужасов из тех стран, которые первыми стали практиковать ритуалы кинокошмаров.
Франция
«Дом Дьявола» (Le Manoir Du Diable, 1896)
Трехминутная кинозарисовка от гения и первопроходца повсюду Жоржа Мельеса. Всем знакомая байка из склепа про Мефистофеля изложена им в формате пантомимы. К превеликому счастью, пленка уцелела, и ты можешь увидеть картину своими глазами как в первый раз.
Великобритания
«Рентгеновские лучи» (The X-Rays, 1897)
Лондонский режиссер Джордж Альберт Смит замышлял скорее пародию на хоррор, нежели ужасы. До нас дошла его минутная зарисовка с первобытным спецэффектом, показывающим скелеты людишек. Что-то в этом есть криповое, бёртоновское, особенно если вместо пианинки наложить музыку Трента Резнора.
США
«Доктор Джекилл и мистер Хайд» (Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1908)
Самая первая кинопостановка «Доктора Джекилла и мистера Хайда». Дебютная работа Отиса Тернера, который чуть позднее экранизировал «Чудесного волшебника страны Оз» и «Робинзона Крузо». Фильм занимал всего один рулон пленки и длился 16 минут. Ни одного рулона до наших дней не дожило. Остались только афиши и описание картины.
Россия
«Вий» (1909)
Самый первый фильм ужасов, снятый на нашей родине. Экранизация Гоголя вышла в прокат 14 сентября 1909 года. MAXIM предлагает именно в этот день праздновать русский Хеллоуин! Точнее, в ночь.
Режиссером являлся один из основателей отечественного кино, уроженец Воронежа Василий Гончаров. На нашу беду ни одной копии того самого «Вия» не уцелело.
Италия
«Ад» (L'inferno, 1911)
Совместная постановка трех итальянских режиссеров по сюжетам «Божественной комедии» Данте Алигьери. Демонстрировался по всему миру и стал настоящим хитом проката: более двух миллионов долларов собрано только в США. Зрелище красивое, не поспоришь.
По тем временам это практически полнометражная кинокартина длиной в один час. Лента отреставрирована и доступна в Сети.
Германия
«Пражский студент» (Der Student von Prag, 1913)
Одна из самых знаменитых картин этого списка, к тому же многие киноведы именно ее называют первым в истории полнометражным хоррором. Также это наиболее ранний образец германского экспрессионизма.
За основу взята история Эдгара Алана По о сделке с дьяволом, в ходе которой у главного героя, бедного пражского студента, возникает злой доппельгангер. Кино многократно реставрировалось и легкодоступно, хотя и слегка скучновато в сравнении с теми немецкими хоррорами, которые стали выходить вслед за ним.
Дания
«Ночь мщения» (Hævnens nat, 1916)
Скорее триллер, нежели чистый хоррор, снят датским мастером Беджамином Кристенсеном. В основе сюжета — история о несправедливо обвиненном в преступлении цирковом акробате. Сильная для своего времени работа, которую можно легко и беспроблемно посмотреть на YouTube. Длится час сорок.
Швеция
«Призрачный возница» (Körkarlen, 1921)
Хорошо известная в киноманских кругах работа скандинавского классика Виктора Шёстрёма. История о покойнике, которого постигло проклятие, и теперь он вынужден работать извозчиком душ усопших.
Стэнли Кубрик стащил из этого фильма одну знаменитую сцену для своего «Сияния». MAXIM об этом уже писал ранее.
Чехословакия/Франция
«Голем» (Le Golem, 1936)
Вслед за внушительным циклом германских картин о глиняном колоссе последовала работа важного французского режиссера Жюльена Дювивье, снятая в Чехословакии, на родине Голема. И этот «Голем» уже был звуковым кино и не только хоррором, но и судебной драмой заодно.
Аргентина
«Свет в окне» (Una luz en la ventana, 1942)
Творение аргентинского маэстро с говорящим именем — Мануэль Ромеро. Фильм демонстрирует историю про сиделку, которую нанимают на работу в очень странный дом в подозрительно безлюдной местности. Дальше жди страшных и бесчеловечных экспериментов безумного доктора.
Испания
«Башня семи горбунов» (La torre de los siete jorobados, 1944)
История испанского хоррора довольно запутанна, и не совсем понятно, с чего начинать отсчет. В начале века появились очень смелые короткометражки испанца Сегундо де Шомона, однако в большинстве своем они снимались во Франции и считаются французскими картинами.
По этой причине исследователи любят отмечать как первенца жанра «Башню семи горбунов». Это готический хоррор о жутковатых обитателях подземных туннелей Мадрида. Необычная работа, созданная под очевидным влиянием немецких экспрессионистов.
Индия
«Убийца» (Khooni, 1946)
Про самый первый индийский хоррор известно лишь то, что это была продукция Болливуда, то есть он снят на языке хинди. Назывался триллер «Убийца» и длился 1 час 55 минут.
Название картины столь незамысловатое и очевидное, что в Сети можно найти с полдюжины индийских картин с тем же заголовком, но они сняты явно позже. От оригинала нам удалось найти лишь афишу.