Как и большинство «одноразовых» советских телепередач, «Голубые огоньки» считаются частично утерянными. Однако тем выпускам, которые шли в эфир в видеоэпоху, то есть в 80-е, повезло больше: их можно целиком пересмотреть и сегодня.
В 1962 году «Огонек» замышлялся как еженедельный полуночный. С уходом хрущевской оттепели партия решила, что слишком уж балует народ, и потому передача стала более редкой: «Огоньки» снимали лишь к трем праздничным датам: 8 Марта, 1 Мая и самые популярные выпуски — на Новый год.
Примерно тогда же они стали зваться «Голубыми» — имелось в виду характерное для черно-белых телевизоров голубоватое свечение.
В 80-е все «Голубые огоньки» были фактически стандартными. Продолжительность — два с половиной часа, изредка — три. Обязательно кордебалет, опера и щемящий фольклор. И чем ближе к концу, тем более легкий жанр. Больше всего было Софии Ротару, по 2-3 песни в каждом выпуске, и обязательно новая песня Аллы Пугачевой поближе к финалу. Плюс номер от новомодного молодого комика, в лучшем случае — Владимир Винокур, в худшем — Евгений Петросян (он уже тогда был ужасен).
В догорбачевскую эпоху колоритнейшим элементом «Голубых огоньков» были прямые включения. То есть телемосты с полярниками, космонавтами, ударниками металлургических комбинатов, учеными, поэтами и директорами колхозов. Многие произносили тосты прямо из дома, с не самым богатым столом и скромной мебелью. Очень трогательно на самом деле.
Чтобы не сильно грустить о временах ушедших, даем тебе легкое противоядие: 6 лучших и дико смешных скетчей Михаила Задорнова времен СССР.
Несмотря на праздничную атмосферу, в воздухе витало ощущение легкой угрозы и безнадеги: каждый второй тост был «за мирное небо над головой» и «чтобы не было войны».
Особливо суров «Голубой огонек», вышедший в ночь с 1982 на 1983 год. То есть через полтора месяца после смерти Брежнева. Минимум юмора и зажигательных плясок. Только угрюмые романсы и еще более угрюмые фельетоны от советских стендаперов.
Любопытно, что, если не считать уже покойных великих поэтов и актеров 80-х, основной состав «Голубого огонька» дотерпел до XXI века. Все те же София Ротару, Лев Лещенко, Татьяна Веденеева, Эдита Пьеха, Алла Пугачева и по особым случаям Валерий Леонтьев. Однако в советские времена гораздо больше песен звучало на ныне забытых языках: молдавском, украинском, грузинском и прибалтийских.
Бывали и очень неожиданные, смелые номера. Как, например, замечательное исполнение «За тех, кто в море» совместными усилиями Софии Ротару и группы «Машина времени». Стриженый Андрей Макаревич* образца 1981 года узнается с трудом!
*признан в РФ иноагентом по решению Минюста