90% читателей (согласно нашим воображаемым опросам) никогда не читали роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Поэтому мы не будем фиксироваться на первоисточнике. Благо в самом фильме для фиксаций объектов предостаточно — Фрейд бы скопытился от счастья.
Здесь все то, что присутствует в любом нашем забористом фестивальном фильме. Только больше, жирнее, беспощаднее и, может быть, даже бессмысленнее. Вот об этом и поговорим.
Кинокритику платят за то, чтобы в начале каждой рецензии он обязательно рассказал, о чем это кино. Тут нам рассказывать не о чем, так что мы останемся без гонорара.
Первый час картина проводит в режиме новогоднего чернушного роуд-муви — как «Страна ОЗ» Сигарева, только в разы крепче. Кто-то куда-то катит по Екатеринбургу на ржавом катафалке, кто-то где-то пьет, кто-то горланит чудовищные бардовские песни на литературном вечере в столь же ржавой библиотеке. Екатеринбург в фильме — аидово царство фриков, как будто всем персонажам Гоголя раздали ЛСД и пустили это дело на самотек.
Для поклонников Сорокина или Балабанова это будет лучший час фильма.
Затем ощущение праздника накатит на тех, кто еще помнит СССР во всех интимных деталях. То есть когда ты не только помнишь, как в ГУМе продавался лучший пломбир в мире за 20 копеек, но и то, что в нем хрустели кусочки льда, а на самом дне вафельного стаканчика всегда оставалось немного воздуха. Мы говорим иносказательно, ни пломбира, ни тем более ГУМа в картине нет, однако суть ты уловил.
Реставрация советской бытовухи проделана с сатанинским энтузиазмом, а когда дело доходит до детской елки в свердловском ДК, хочется с воплем «Мамочка!» мчаться в домашнюю постель и валяться там с гриппом до тех пор, пока СССР не скончается. Собственно, многие из нас так и поступали.
Этот кусок, вернее, эти спонтанные куски фильма тоже явная удача режиссера Кирилла Серебренникова.
Хорош еще и омерзительный русский рок, которым сдобрена половина саундтрека. Своей врожденной кособокостью русский рок нагнетает макабричность, что не просто отлично. Это довносит в картину ностальгическое сходство с экспериментальными перестроечными фильмами.
Длинная картина увлекательно течет. Ты чувствуешь, что она течет куда-то в унитаз, но именно это и увлекает. Ровно до тех пор, пока ты вдруг не поймешь, что текла она в никуда, даже не в унитаз. И мало того — в какой-то момент остановилась. Финальный акт — это «Москва слезам не верит» для неудачниц, приправленная гомоэротизмом и сценой в женской бане, чтобы парни не скучали со своими пенисами на показе. Час брожения и мытарств только ради того, чтобы в самом конце узнать, что тебе показывали не историю, а мучительно разжевывали пару анекдотов со скомканной шуткой на последней секунде.
Вопрос, что это было, от тебя не отвяжется никогда. В «Петровых» царит не нарратив, а поток сознания. Что необязательно плохо — достаточно вспомнить какой-нибудь «Обед нагишом».
Только «Обед нагишом» держал зрителя за горло и тащил его до самых финальных титров. «Петровы в гриппе» бросают зрителя на полпути и мгновенно забывают, что он вообще существовал. Становится слегка обидно за бесцельно пропитые вместе с героями фильма бутылки водки. А бутылок в фильме больше, чем всего остального.
Увидеть все это, конечно, надо. Чувство, что тебя чуток кинули, — тоже чувство. А чувства для зрителя — самое главное, как ни крути.
Кинофильм «Петровы в гриппе» в российском прокате с 9 сентября 2021 года. Режиссер Кирилл Серебренников. В ролях: Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Юлия Пересильд.
Чтобы подготовить себя к встрече с советским прошлым, перечитай нашу статью «10 советских фильмов, которые надо показать иностранцу или пришельцу». Оно поможет.