Злодеи такие же люди, как и мы. Просто они чуточку умнее, хитрее и более реалистично оценивают окружающую обстановку да и жизнь вообще. Если бы кинофильмы не лгали и были на сто процентов правдивыми, зло в них побеждало бы всегда. Вместо этого нам пришлось из миллиона кинофильмов и мультиков с трудом выцепить те, где раскрыта полностью тема злодейской мотивации и карьерного роста. Эти фильмы тебя научат только нехорошему!
«12 стульев», 1971
Для советского режима «Двенадцать стульев» по сути своей крамольное произведение. Ведь его главный герой — Остап Бендер — столь же обаятелен, привлекателен и великолепен во всех своих преступных непристойностях, как и его родственник из «Футурамы».
А советские преступники (согласно методичкам КПСС) — не такие. Они либо расстреляны, либо раскаяны.
Именно в этом и есть мотивационная, духоподъемная сила «Двенадцати стульев». Да, советские правила требовали, чтобы криминальный элемент в итоге покарали, что и произошло в книге и на экране. Только в глубине души мы всегда знали, что у Остапа все получилось, он дожил до ста лет и умер в Рио сытым, пьяным и веселым управдомом.
«Молчание ягнят», 1991
«Ганнибал», 2001
Пиршество для твоего внутреннего мизантропа.
«Молчание ягнят» и еще в большей мере «Ганнибал» учат нас, как не терять самообладание и оставаться собой в самых невообразимых жизненных обстоятельствах. Даже в тюрьме и когда весь мир против тебя.
Ганнибал Лектер сохраняет инфернальное чувство стиля, контролирует любую ситуацию — одним словом, демонстрирует столь прокачанные демонические навыки, что даже в случае схватки с Сатаной мы бы у букмекеров сделали ставку на Лектера.
«Семейка Аддамс», 1991
Картина на вечную тему. Нет, даже не о вампирах речь, а о том, как состояться в обществе, если ты не такой, как все. А здесь все не такие, как все. И семья не такая, как соседи. И дети растут недостаточно идеальными. Да еще пришлый дядюшка Фестер в коллектив не вписывается.
И заметь, каждый из них пробивает свой путь в темноте и они в итоге объединяются. В еще большей темноте. Торжество духа и семейных ценностей!
«Прирожденные убийцы», 1994
Фильм о любви, взрослении и неутомимой жажде приключений. В общем, каждый второй голливудский кинофильм о том же. Правда, есть некоторые нюансы. Здесь вся эта романтическая клюква-сахар накрыла молодых влюбленных психопатов.
Особенно стоит отметить концовку, где главные герои наконец просветляются, очищаются и обретают семейный покой. Но существует и альтернативный финал, где их предательски убивают сразу после побега из тюрьмы. Это неправильная концовка!
«Майор Пэйн», 1995
Морпех Пэйн прославился неимоверной жестокостью даже среди клинически отмороженной десантуры. Руководство решает от него избавиться и не придумывает ничего лучше, чем назначить головореза преподавателем в кадетскую школу для малышни.
По сути, «Майор Пэйн» — это «Путевка в жизнь» для мелких отморозков. Организм Пэйна напрочь лишен даже рудиментарных ошметков социализации, что в итоге выливается в триумфальный и незабываемый литературный вечер с творческим пересказом книги «Паровозик, который смог».
«Майор Пэйн» был тайным видеохитом девяностых, сейчас, к великому счастью, куда более доступен и популярен. Спасибо за это мемасикам.
«Бойцовский клуб», 1999
Предупреждаем: спойлер. Мотивационный фильм о личностном росте в ситуации, когда у тебя этих личностей несколько. Так что растить приходится сразу двоих… Впрочем, в некоторых трактовках сюжета допускается, что и боевая подруга Марла — тоже плод богатого воображения рассказчика.
Архиважное кино для тех из нас, кто еще не выбрал, какое кино для него станет архиважным.
«Американский психопат», 2000
«Бойцовский клуб» боролся с корпоративным миром и обществом потребления методом революционного хаоса. А вот в «Американском психопате» герой поступает по принципу «начни с себя». Товарищ выходит из офиса, берется за топор, затачивает бензопилу и начинает зачистку общества в точечном режиме.
История, конечно, не столько о том, как вырастить в себе злодея, сколько о том, как его в себе распознать и жить дальше в гармонии с личным внутренним негодяем. Для многих людей это очень и очень актуально.
«Дом 1000 трупов», 2003
Они не самая богатая и ухоженная американская семья. Но они дружны, не бросают друг друга в беде и никогда не теряют чувства юмора. Да, звучит прямо как «Симпсоны». Примерно так и есть, только эти еще едят людей.
Роб Зомби создал образ идеальной (по его мнению) американской семьи. Если тебя не растрогают показанные семейные ценности, то у тебя нет души или ты никого не душил.
«Парфюмер. История одного убийцы», 2006
Редчайший образец разрешения сразу двух великих проблем. Первая: как изгою выжить и достичь наивеличества. Вторая: как снять успешный фильм по этой истории, если все читатели книги считают ее абсолютно неэкранизируемой.
Том Тыквер справился. Экранизировал незримую и жесточайшую книгу девяностых. Заодно напомнил нам, что зло может выбирать себе самые неожиданные профессии и способно трудоустроиться в элитный бизнес парфюмерии и ароматов.
«Гадкий я», 2010
В 2010 году уже начинало казаться, что более никакими свежими идеями мультфильмы нас уже не рассмешат и не поразят. И тут на экраны вышел триумф злой воли — «Гадкий я», где совершенно гнусный ирод Грю вовлекает в преступную деятельность малолеток, да еще держит в подвале армию рабов.
Неудивительно, что Грю тотчас стал любимцем всех мальчиков от 0 до 120 лет. В отличие от Шрека, он не превращается в рыхлого, безвольного добряка в финале. Да, он постигает семейные ценности и находит общий язык с нормальными людьми, и все-таки остается тем же злорадным Грю с фигой в кармане. Наш человек!
«Раз! Два! Три! Умри!», 2012
Фильм мастера маленького английского сарказма Бена Уитли. Это как если бы «Прирожденные убийцы» были меланхоличным быдлом с кризисом среднего возраста. Два великовозрастных одиночества знакомятся не пойми где и начинают колесить по Британии на фургоне, попутно встречаясь с интересными людьми и убивая их, что еще интереснее.
Идеальное кино для тех, кто думает, что уже слишком стар для злодейства.
«Стрингер», 2014
Луис (Джейк Джилленхол) по воле обстоятельств начинает зарабатывать на жизнь одним из самых постыдных способов: он продает телеканалам видеозаписи смертей и катастроф. Не сказать, чтобы он сильно гордился подобной работой, и все же постепенно втягивается и начинает чувствовать вкус крови по-настоящему.
Особенное, штучное кино. Главное, это вовсе не комедия, не комикс, не фарс, а убойная драма о карьерном росте для самых сумрачных людей.
«Реальные упыри», 2014
Тебе 27 лет, а ты уже чувствуешь себя устаревшим для этого мира? Не втыкаешь в мемы, не смотришь аниме и каждый божий день играешь в игру, последний апдейт к которой выпущен в 1998 году?
А представь, что тебе 270 лет. Или 2700. Как жить-то?! У Джима Джармуша в картине «Выживут только любовники» перспективы рисовались безрадостные.
Но есть и образец духоподъемного, созидательного кинематографа. «Реальные упыри» — это новозеландские вампиры, живущие тысячи лет как в коммуналке. Они в смешных подробностях рассказывают, как у них все это виртуозно получается. Смотреть обязательно с блокнотом и карандашом — вдруг что из увиденного пригодится. Нет, гусиное перо уже не в моде!
«Повелители хаоса», 2018
Выдающийся клипмейкер Юнас Окерлунд снял биографию сеятелей крови, огня и хаоса — графа Гришнака и его коллег, норвежских сатанистов. Практически все реальные участники и свидетели тех событий, от Варга Викернеса до Фенриза, заявили, что почти весь фильм — сплошные фантазии да выдумки. Однако нам это не важно. Главное — чему нас учит это кино.
А показывает оно, как скопище маловменяемых и много пьющих металлистов встает на путь истребления протестантства, пуританства и гомосексуализма. Парни несут потери, в том числе невосполнимые, и все же итоге просыпаются в одно прекрасное утро знаменитыми на весь мир. И это, кстати, правда.
«Джокер», 2019
Бесконечно долго страдать и мучиться, чтобы после переродиться в первостатейного вредителя и народного антигероя — не самый приятный путь. Однако такой путь существует, и фильм «Джокер» доказал, что метод успешно работает.
«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн», 2020
Почти два часа нескончаемого бардака, из которого зрителю надо сделать для себя какие-то выводы о личностном росте и преодолении трудностей. Беда только, что Харли Квинн больна на все свои головы и крайне трудно представить себя на ее месте, даже если ты женщина с бейсбольной битой под веществами.
Так в чем же полезная эссенция данной картины для зрителя-злодея? Пир духа, конечно. Как будто сказка о молодой еще старухе Шапокляк, которая переживает болезненный разрыв с чебурашкой, но находит в себе силы порвать пасть любому крокодилу.
«Круэлла», 2021
Круэлла, ранее известная как Стервелла Де Виль, — та самая барышня, что обожала шить шубки из пятнистых далматинцев. В некоторых культурах это считается злом, да.
Предыстория, снятая в 2021 году, рассказывает, как Круэлла докатилась до жизни такой, чем живет и чем вдохновляется типовая современная мерзавка. Градус злодейства в приквеле малость остудили, и все же всегда познавательно увидеть, кем были в юности живодеры и тираны.
Во многом идея этого списка пересекается с другой нашей подборкой. Она будет тебе полезна: Лучшие фильмы, в которых зло побеждает добро.