Таксист (Taxi Driver, 1976)
Знаменитая сцена разговора Трэвиса Бикла со своим отражением была прописана в сценарии довольно скупо: «Трэвис разговаривает с отражением». Режиссер Мартин Скорсезе не стал требовать от сценариста Пола Шредера пояснений и разрешил исполнителю роли Трэвиса, Роберту Де Ниро, нести любую чепуху. Начинающий актер не стушевался и блестяще изобразил Брюса Спрингстина, общающегося с самим собой перед выступлением (за этим занятием Де Ниро как-то застал музыканта за кулисами).
Несмотря на довольно бессмысленное содержание, монолог Бикла не только вошел в финальную версию фильма, но и стал культовым, а фраза «Ты со мной разговариваешь?» (You talkin' to me?) занимает почетное шестое место в списке ста главных киноцитат.
Сам Де Ниро давно уже не рад своему паясничанию перед камерой. По словам актера, на протяжении последних сорока лет к нему каждый день кто-нибудь подходит и цитирует Бикла.
Заводной апельсин (A Clockwork Orange, 1971)
Еще один актер, которому разрешили вытворять в кадре что вздумается, — Малкольм Макдауэлл. Во время съемок эпизода с групповым изнасилованием Макдауэлл вел себя довольно скованно, что раздражало режиссера Стэнли Кубрика. После очередного неудачного дубля Кубрик махнул рукой и предложил молодому актеру хоть как-нибудь проявить себя. Внезапно для всех Макдауэлл начал танцевать и напевать песню из мюзикла «Поющие под дождем».
Увиденное настолько поразило Кубрика, что он не только не стал переснимать сцену, но и тут же отправился договариваться по поводу авторских прав, чтобы использовать композицию Singin' in the Rain в качестве основного саундтрека.
Крестный отец (The Godfather, 1972)
После премьеры экранизации криминального романа Марио Пьюзо критики кинулись нахваливать режиссера Фрэнсиса Форда Копполу за гениальную находку: все были в восторге от того, как легко удалось показать человечность и ранимость сурового Вито Корлеоне, усадив ему на колени кошку. Коппола моментально разочаровал любителей искать во всем глубинный смысл: животное было бродячим и прибилось к съемочной группе.
В фильме появление кошки не планировалось, но она случайно оказалась в павильоне и забралась на колени к Марлону Брандо. Тратить время и пленку на пересъемку сцены никто не захотел.
Властелин колец: Две башни (The Lord of the Rings: The Two Towers, 2002)
Иногда достоверная передача эмоций в кадре получается не из-за особого мастерства актеров, а благодаря простому стечению обстоятельств. Полный боли и отчаяния вопль Арагорна в экранизации эпопеи Толкина — наглядный тому пример.
В сцене поисков потерявшихся хоббитов Мерри и Пиппина герой Вигго Мортенсена от досады пинает шлем и падает на колени. Крик сурового вождя следопытов не был прописан в сценарии — Мортенсен просто в этот момент сломал два пальца на ноге.
Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now, 1979)
Еще одно членовредительство, показавшее всю боль не только актера, но и персонажа, произошло на съемках культовой драмы «Апокалипсис сегодня».
Эпизод с капитаном Уиллардом, сходящим с ума в комнате отеля «Сайгон», снимался в день рождения Мартина Шина, исполнителя роли Уилларда. К моменту съемок актер был уже настолько пьян, что не мог контролировать свои движения. Все, что случилось дальше, — от удара по зеркалу до размазывания хлынувшей крови по лицу, — прекрасно вписалось в канву повествования и отлично передало безумие спившегося героя.
Бриллиантовая рука (1968)
Экономия пленки и нежелание вырезать пусть и не запланированные, но удавшиеся сцены — явление повсеместное, и советские режиссеры тоже в этом замечены.
Съемки знаменитой сцены рыбалки у Белой скалы проходили для Анатолия Папанова, исполнителя роли контрабандиста Лёлика, довольно тяжело: на протяжении нескольких часов актеру пришлось плавать в зимнем Черном море, температура которого на тот момент не превышала плюс восьми. После очередного выныривания Папанов не выдержал и в сердцах прокричал ассистенту, испортившему дубль, оскорбление: «Идиот!»
Леонид Гайдай решил использовать кадры в окончательной версии кинокартины. И не зря: восклицание «Идиот!» стало визитной карточкой Лёлика.
Ирония судьбы, или С легким паром! (1976)
Еще две фразы, произнесенные актерами случайно, но ставшие крылатыми, прозвучали на съемочной площадке новогодней комедии Эльдара Рязанова.
Знаменитая характеристика вкусовых особенностей заливной рыбы — неподдельная реакция актеров (о рыбе, как ты помнишь, отзываются и Ипполит, и Женя Лукашин). По словам участников съемочной группы, блюдо и впрямь было на редкость гадким.
Сцена с Ипполитом в душе, конечно, была частью сценария, но реакция Юрия Яковлева на теплую воду была неожиданной для всех. Точнее, неожиданным стало само появление горячей воды. В 1976 году на «Мосфильме» были перебои с водоснабжением, и на протяжении предыдущих дублей актер стоял под ледяной струей.