Предисловие
В идеале, чтобы вернуть простым людям веру в мюзиклы, Голливуду требуется не ла-ла-лендам «Оскары» раздавать, а придумать, поставить и выпустить музыкальное «Криминальное чтиво». Или «Матрицу». Да мы бы первыми помчались на сеанс мюзикла «Бойцовский клуб»! Пока этого не случилось, приходится довольствоваться тем, что есть. Есть немного.
Сразу скажем: мы оставили за бортом мультипликацию и советские работы. Это все темы для отдельных разъяснительных бесед.
Зато в нашем списке присутствуют не только чистокровные мюзиклы. Есть и рок-оперы, и так называемые джукбокс-мюзиклы (в которых звучат не оригинальные авторские песни, а популярные шлягеры). Эти картины сильно укрепят наш хлипкий и немощный список.
Мы их специально не сортировали по порядку, чтобы ты мог ткнуть пальцем в любой фильм наугад и рискнуть его посмотреть. Ну что ж, свет, камера, шагом марш!
«Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975
На вид адовый и трешевый, но по сути очень тонкий гибрид рок-оперы и мюзикла. Наверное, самый тонкий. Молодая супружеская пара попадает в замок, населенный дикой нечистью и нечистой дикостью. Визуально похоже на шоу Элиса Купера. Музыкально, кстати, тоже.
Благодаря этой антинаучной фантастике в космос взлетели карьеры актрисы Сьюзан Сарандон и хард-рокера Мита Лоуфа. Если вдруг кино не покатит, попробуй просто послушать аудиозапись, некоторым так нравится даже больше.
«Кабаре», 1972
Фильм о Лайзе Минелли (у нее, правда, в мюзикле какое-то другое имя), которая ударно работает певичкой в берлинском кабаре тридцатых годов двадцатого века.
Прелесть «Кабаре» не столько даже в гламурном декадансе эпохи раннего Гитлера. В фильме ради музыкального номера никто не натягивает сову на глобус! Персонажи не бросают стирку, готовку или драку, чтобы внезапно разродиться куплетом. Героиня исполняет свои номера со сцены — логично же! Жаль, что трюк встречается в жанре редко, хотя не единожды.
«Стиляги», 2008
Единственный терпимый и даже приятный на вид образец российского джукбокс-мюзикла. Фундамент возведен на перепевках первобытных шлягеров русского рока — «Кино», «Зоопарк», «Машина времени». При этом действие истории разворачивается за 30-35 лет до того, как появились все те песни, в Москве середины пятидесятых. Этот извращенный фокус неожиданно сработал, за что спасибо постановщику Валерию Тодоровскому.
«Лак для волос», 1988
Культовый бодипозитивный фарс от Джона Уотерса. В этот раз режиссер осмелился причесать своих героев, покрыть их лаком и обойтись без патологической чернухи, как частенько случалось раньше. Картина даже окупилась в прокате!
В музыкальную историю про школьницу-толстушку, которая мечтает победить на танцевальном конкурсе, затесались очень славные физиономии: вокалистка Blondie Дебби Харри и муза режиссера Дивайн — королева фриков и трансвеститов.
Это очень весело. Жаль, но Дивайн умер (умерла) через месяц после выхода комедии в прокат.
«Стена», 1982
Обличительная и «негодовательная» рок-опера Алана Паркера по мотивам одноименного двойного альбома Pink Floyd. Главного героя так и зовут — Пинк, только играет его совсем не флойдовый человек, а ирландский постпанк Боб Гелдоф. Через три года этот же Гелдоф организует великий межконтинентальный фестиваль Live Aid.
О чем картина, ты, наверное, в общих чертах представляешь и без нас. Школы-тюрьмы, милитаристическое общество, наркотики, хаос и безысходность. Великий музыкальный фильм, абсолютно непригодный для встречи веселого Рождества с Новым годом. И это комплимент.
«Иисус Христос — суперзвезда», 1973
Это уже вполне рождественское зрелище, а на Пасху и того правильнее. Трудно назвать сей хиппи-мюзикл игровым фильмом — скорее, перед тобой красиво танцующие иллюстрации к рок-опере Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса. Но большего и не надо, ибо в музыкальном аспекте это безусловно пик жанра.
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007
Режиссер Тим Бёртон со своими неизбежными актерами — Деппом и Картер — разыграл столь же неизбежно готическую историю. И все-таки это не «Кошмар перед Рождеством». «Суини Тодд» больше триллер, нежели сказка.
На момент выхода критики окрестили фильм о парикмахере-мстителе самым кровавым мюзиклом в истории. Не важно, так это или не так. Важно, что в музыкальной программе на Хеллоуин появилось хоть что-то кроме «Рокки Хоррора».
«Синг-стрит», 2016
Ирландская музыкальная комедия, появившаяся практически одновременно с «Ла-Ла Ленд», только прошла совершенно незамеченной. И зря, ибо у ирландцев и кино получилось в разы забористее, да еще тема любви к искусству раскрыта куда жизненнее и остроумнее.
Середина 80-х. Дублинские школьники сколачивают рок-группу, чтобы понравиться самой классной девушке на районе.
В фильме хватает оригинальной музыки, а в качестве вишенки на торте красуются куда более приметные шлягеры The Cure, The Clash, Duran Duran, A-ha и даже Motorhead. Очень мальчуковый мюзикл в хорошем смысле.
«Чикаго», 2002
Из всей назойливой и утомительной бродвейско-голливудской классики «Чикаго» — самый чистый и непостыдный луч света. Чикаго, криминал и джаз-клубы. Для непосвященного — те же лица в профиль, однако это не так.
Здесь троица Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс, Ричард Гир наиграли-напели на тридцать баллов из тридцати. Песни даже способны отложиться в голове. Наконец, герои обмениваются репликами, над которыми явно корпел и пыхтел настоящий драматург, а не нанятый в аврал разносчик пиццы.