Фанатам первой части — публикации «15 актрис, игравших по-настоящему крутых героинь, когда это еще не было мейнстримом» — посвящается!
Нишель Николс / Нийота Ухура
«Звездный путь: Оригинальный сериал», цикл полнометражных фильмов «Звездный путь»
1966 — 1991. Нишель Николс была одной из первых афроамериканских актрис, получивших постоянную роль в сериале. Причем это роль старшего офицера связи космического корабля, то есть персонажа, социальным статусом равного остальным основным действующим лицам. Сегодня упоминать такую деталь довольно странно, но в 1960-х это был прорыв. А ее поцелуй с капитаном Кирком в 1968 году стал первым межрасовым поцелуем, показанным по американскому телевидению в регулярно выходящем сериале.
Джим Родденбери прописал отличный образ, но сейчас этот факт отступает на второй план, поскольку в той роли было слишком много «впервые». А в те годы нужно было иметь большую смелость, чтобы реализовать все это. Так что Нишель Николс крута без сомнения. В США и Канаде без упоминания ее персонажа, повлиявшего на детскую мечту, не обходится практически ни одна женщина вне зависимости от цвета кожи, решившая связать свою жизнь с космосом. Кстати, помогла в реализации задумок Родденбери еще одна сильная женщина — Люсиль Болл. Это звезда мегапопулярного в США ситкома «Я люблю Люси», а в тот момент сооснователь и владелица студии, где начались съемки «Звездного пути».
Пэм Гриер / Коффи, Фокси Браун, Джеки Браун
«Коффи», «Фокси Браун», «Джеки Браун»
1972 — … Пэм Гриер в 1970-е была звездой жанра «блэксплотейшн», где основные роли отдавались афроамериканцам. В США данный жанр выделялся в особую категорию, а для остального мира это были просто американские детективы и боевики. Вот Пэм Гриер была звездой американских боевиков. Сюжет особой оригинальностью не отличался: какой бы ни была завязка, героиня Гриер в итоге разбиралась с обидчиками. Позже актриса расширила свое амплуа и стала сниматься в фильмах самых разных жанров, а в 1997 году снялась у Тарантино в «Джеки Браун» — посвящении тем самым боевикам 70-х.
В бывшем СССР она не особо известна: в советский прокат ее звездные фильмы по понятным причинам не попадали, а в пиратскую эпоху 80-90-х они затерялись в общей волне подобной продукции со всего мира, накопившейся за несколько десятилетий. Тем не менее стоит заценить. Это отдельное направление субкультуры.
Тина Тернер / Тетушка Энтити
«Безумный Макс — 3. Под куполом грома»
1985. Если ты уже вошел в бальзаковский возраст, то можешь вспомнить песни в исполнении Тины Тернер из этого фильма. Если же только стоишь в дверях и к тому же не фанат «постапока», то, возможно, только что узнал про его существование.
Вообще, Тина Тернер до сего «Безумного Макса» появлялась на большом экране редко и либо в камео, либо в мюзиклах. Да и после не частила. Ничто, как говорится, не предвещало, но Миллер на то и гений, что в заключительном фильме цикла подобрал идеального исполнителя на роль антагониста Максу Рокатански — Гибсону.
Тетушка Энтити получилась органичной, сильной и опасной, но не лишенной определенного благородства, а главное — стильной.
Нэнси Аллен / офицер Энн Льюис
«Робокоп», «Робокоп-2», «Робокоп-3»
1987 — 1993. Едва ли ты помнишь героиню Аллен по имени или саму актрису (как звали Робокопа, тоже мало кто вспомнит). Однако образ был мегаудачным и запоминающимся. Эта принципиальная женщина-полицейский воплощает веру в то, что не все еще потеряно в коррумпированном мире корпораций будущего.
Пол Верховен в своей насквозь циничной и до сих пор актуальной сатире дает миру шанс через этого персонажа и делает Энн Льюис чуть ли не единственным живым положительным героем картины (Робокоп не в счет, он вообще зомби полфильма, только мозги не ест, а вышибает).
Офицер Льюис пытается пробудить в роботе человека, восстановить его воспоминания, а в итоге еще и спасает Робокопа, хотя она, в отличие от некоторых, не железная.
Анн Парийо /Никита
«Никита»
1990. Фильм Бессона из той эпохи, когда его имя на обложке еще стопроцентно означало, что он там режиссер.
Анн Парийо к тому моменту снималась больше десяти лет, но «Никита» пробила ей дорогу в Голливуд, а заодно и создала массу подражаний. Буквально через год-два рынок заполонили разного качества боевики о женщинах-убийцах. И тут нельзя точно сказать, чья это заслуга в большей степени — режиссера или актрисы, воплотившей его замысел. В Голливуде Парийо надолго не задержалась, но «Никита» закрепилась в массовой культуре, и до сих пор периодически выпускаются подражания и ремейки. Да и само имя Никита с ударением на последний слог стало на какое-то время нарицательным, подчеркивающим опасность и крутизну.
Мишель Пфайффер / Женщина-кошка
«Бэтмен возвращается»
1992. Фильмы Бёртона сложнее, чем пытаются казаться. Слишком хороших актеров берет он на роли. Так вышло и с Пфайффер, которая из в прямом смысле плоского комиксового персонажа смогла создать очень крутой, объемный образ. При всем уважении к Хэлли Берри, ее Женщина-кошка не получилась, а вот у Пфайффер все вышло как надо. Тут есть и крутизна, и юмор, и безумие, и загадка. Возникает ощущение, что, когда создавали Харли Квинн для Марго Робби, авторы вдохновлялись этой ролью.
Клаудиа Кристиан / Сьюзен Иванова
«Вавилон-5»
1993 — 1998. «Вавилон-5» был очень популярен. Там много сильных женских образов, но, без сомнения, старпом Иванова — самая крутая. Честная, ответственная, с острым чувством справедливости, но и не без недостатков, конечно. Иным словом, живая.
Однозначно положительный и крайне важный для сюжета персонаж. А еще ей искренне сопереживаешь.
Джиллиан Андерсон / Дана Скалли
«Секретные материалы»
1993 — 2018. Конечно, у Джиллиан Андерсон достаточно отличных ролей, но Дана Скалли была тем самым удачным образом. Роль напарницы Фокса Малдера одновременно сделала актрису известной всему миру и закрепила образ упорной и принципиальной агента ФБР. Может быть, авторы чем-то и вдохновлялись, но после выхода сериала все в близких жанрах вдохновлялись именно «Секретными материалами», в том числе и по части главных героинь.
Милла Йовович / Лилу
«Пятый элемент», «Обитель зла», «Охотники на монстров»
1997. И опять Люк Бессон, и опять он снимает фильм со своей возлюбленной в главной роли, как это уже было с «Никитой».
Лилу — это совершенство. Фильм об идеальном и наивном существе, которое способно пробивать стены, съедать курицу целиком в один присест и обучаться всему в кратчайшие сроки. Если не знать, о чем речь, очень похоже на живущую в общежитии уже пару месяцев первокурсницу.
А если знать, то становится понятно, что Бессон снабдил мир еще одним культовым персонажем. Опять. А Милла Йовович, на тот момент уже известная модель, доказала, что тянет и главные роли в блокбастерах.
Возможно, мультипас помог.
Позже Пол Андерсон, тоже влюбленный в Йовович, сделал ее лицом бодрой экранизации видеоигры «Обитель зла». И пошло-поехало.
Собственно, Андерсон и обеспечил окончательный крен ее кинокарьеры в сторону боевиков, снабжая жену ролями.
Пита Уилсон / Никита
«Ее звали Никита»
1997 — 2001. Да, опять «Никита». Очень по мотивам оригинального фильма. Теперь телесериал, причем достаточно успешный, продержавшийся четыре сезона, что в конце 90-х было довольно редко для такого жанра. Возможно, канадцам проще понимать французов и переносить замыслы французских режиссеров в реалии Нового Света.
Пита Уилсон не пыталась сделать кальку с образа Парийо, и у нее получился свой, более самобытный и крутой персонаж. Пародии на российском ТВ касались именно этого образа. Фильм Бессона не крутили с той же частотой.
И чтоб два раза не вставать: полюбуйся — фотографии молодой Питы Уилсон, той самой, которую звали Никита.
Керри-Энн Мосс / Тринити
«Матрица», «Матрица: Революция», «Матрица: Перезагрузка»
1999 — 2003. Пока ты читаешь этот текст, мир в ожидании, что сестры Вачовски готовы рассказать спустя почти двадцать лет после завершения трилогии. Однако образ девушки, зависшей в воздухе перед ударом, уже не сотрешь.
Может, Мосс и не везде смотрелась естественно в плане боев, но крута неимоверно.
Такие уж там персонажи запредельного пафоса и крутизны в кожаных плащах и «Рэй-Бэнах».
Ума Турман / Невеста
«Убить Билла». Части 1 и 2
2003 — 2004. В тарантиновском объяснении в любви азиатским и стилизованным американским боевикам 60-х — 70-х у Умы Турман главная роль. Это она в желтом спортивном костюме, как у Брюса Ли в «Игре смерти», уничтожает злодеев. Это она, подобно десяткам китайских персонажей, учится у мудрого старца, летает на тросах и сносит конечности одним касанием меча. Это она заказывает меч у легендарного Хаттори Ханзо (его играет звезда японских боевиков 1970-х Сони Чиба), а затем этим мечом в антураже и под музыку из фильма «Принцесса мести» заставляет пораскинуть мозгами Люси Лью. И так далее.
Эта роль в карьере Турман, скорее, исключение из общего правила, она актриса другого амплуа. Но благодаря Тарантино стабильно теперь попадает в такие подборки. Хотя и по вполне объективным причинам с ним больше не разговаривает (братья Кристовские со своей песней как в воду глядели).
Если каким-то чудом Турман известна тебе только по «Гаттаке», «Бэтмэну и Робину» и «Криминальному чтиву» (боевик, конечно, но роль у нее там другого плана), ты едва ли ждал ее появления тут. Тем лучше для тебя!
Люси Лью / О-Рен Ишии / доктор Джоан Ватсон
«Убить Билла», «Элементарно»
У Люси Лью хватает ролей в боевиках, но там преимущественно эксплуатировалась ее азиатская внешность. То есть раз девушка выглядит соответственно, значит, и кунфу должна владеть. Хотя она, без сомнения, была очень обаятельным «ангелом Чарли».
Тем не менее злодейка в «Убить Билла» получилась чрезвычайно интересная.
А в 2012 году вышла очередная альтернативная фантазия на тему приключений Шерлока Холмса — сериал «Элементарно». У Люси здесь роль доктора Джоан Ватсон, это интересный и сильный персонаж.
Кстати, в Сети есть целые сообщества, следящие за стилем Джоан Ватсон.
Кейт Бекинсейл / Селена
Цикл фильмов «Другой мир»
Конечно, Кейт Бекинсейл играла в разных боевиках, например в относительно новом «Вспомнить всё». Но в эту компанию она попала именно с ролью вампирши, палящей из пистолетов в пол (не спрашивай, если не видел, посмотри заветную сцену).
Сильная ли ее героиня? Без сомнения, да. И физически, и морально, учитывая, что сюжет ставит ее перед довольно сложным выбором.
Ну и выглядит она отлично.
Джоан Хиксон / Мисс Марпл
12 телевизионных фильмов BBC по мотивам Агаты Кристи
Не каждой актрисе классик жанра шлет пожелание, чтобы она сыграла в экранизации его произведения. Агата Кристи, увидев Джоан Хиксон в пьесе по мотивам произведения о Пуаро «Свидание со смертью», написала, что надеется на исполнение актрисой роли мисс Марпл.
Эта роль досталась Хиксон только спустя 38 лет. В 1961 году она уже попадала в экранизацию одного из произведений о мисс Марпл, но в другой роли, а в 1984 году уверенно закрепила за собой этот образ. Телезрители не хотели знать никакую другую мисс Марпл.
Дошло до того, что актриса в 1987 году получила высшую награду Великобритании — орден Британской империи, и вручала его лично королева.
С тех пор вышло еще несколько экранизаций, но лучше Хиксон пока никто не справился.
Джина Дэвис / Саманта Кейн (Чарли)
«Долгий поцелуй на ночь»
Фильм — еще один представитель жанра после «Никиты». И представитель довольно типичный, за исключением того, что главную роль исполняла Джина Дэвис, в такого рода боевиках особо-то и не снимавшаяся. Фантастика, драмы, комедии — вот стихии этой актрисы, а приключенческий фильм «Остров головорезов» с ее участием только что провалился в прокате и обанкротил студию Carolco.
Тем не менее Джина Дэвис выглядела очень круто и вполне органично, демонстрируя, как школьная учительница может одолеть спецназовцев.
Картина в прокате не окупилась, но получила большую популярность позже, после выхода на видео. А также обзавелась значительной фанбазой.