Голливуд, как известно, страна победившего хеппи-энда, так что из голливудской продукции насобирать увесистую коллекцию злодеев-победителей не так уж и просто. А после этого в качестве альтернативы мы составили аналогичный список, но уже из советских и российских картин.
Для тебя это будет отличным напоминанием, что смотреть в минуты хандры и ненависти к человечеству.
Часть 1. ИМПОРТ
15. «Стрингер» (2014)
Джейк Джилленхол играет абсолютно лишенного даже намеков на совесть охотника за клубничкой. Он носится с телекамерой по городу, снимая жертв аварий, убийств, катастроф. И ему это нравится, его затягивает! А раз ему это нравится, то дальше все будет только хуже и хуже.
14. «Бразилия» (1985)
Злой и беспощадный гений тут не конкретный человек, а созданная им система. Финал антиутопии Терри Гиллиама столь безнадежно депрессивен, что в прокат многих стран продюсеры пустили изувеченную версию картины — с хеппи-эндом. К счастью, в итоге справедливость восторжествовала: сейчас все смотрят «Бразилию» в полноценной версии с несчастливым финалом. То есть в реальной жизни добро все-таки победило, в отличие от фильма.
13. «Пила: Игра на выживание» (2004)
Зло решило порезвиться — что ж, оно имеет на это полное право. Честно говоря, перед тобой тот тип фильма, когда не важно кто выиграет — хороший или плохой. Главное, чтобы матч был интересный!
12. «Исчезнувшая» (2014)
Ошеломительный триллер, где добро и зло кувыркаются, пытаясь сменить лицо и притвориться чем-то другим. Бесконечно такой кавардак продолжаться не может, и в итоге все силы зла современного мира объединяются и торжествуют с печалью в глазах.
11. «Хранители» (2009)
Фильм, где вообще не верится, что добро способно побеждать. И в этом оно право! В финале зло хитроумное одерживает победу над злом менее хитроумным, и вроде бы это повод для радости. Но какой-то безрадостный.
10. «Солнцестояние» (2019)
Эпичный и почти поэтический хоррор о круговороте жизни и смерти. Так что победа жизни означает победу смерти, а победа смерти — победу жизни. Формально это трудно назвать триумфом зла. Правда, в фильме самым кровавым образом нарушаются права человека, и никто не слышит в лесу твой крик.
9. «Первобытный страх» (1996)
Судебный триллер с тандемом из Ричарда Гира и Эдварда Нортона, где с большой осторожностью правда пробивается на свет. Честно говоря, лучше бы и не пробилась.
8. «Помни» (2000)
В связи с тем, что сюжет разворачивается нелинейным образом, непротиворечивую картину в голове составить довольно трудно. Если у тебя это в итоге получится, ты поймешь, что у добра здесь шансов на триумф почти что и не было.
7. «Старикам тут не место» (2007)
Восславленная картина братьев Коэн, где точно нет идеальных людей и даже представители добра допускают ошибки. Только в центре всей этой мирской несправедливости высится демоническая фигура убийцы с газовым баллоном (Хавьер Бардем). И дьявол этот столь живуч и целеустремлен, что хочется ему поаплодировать.
6. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Если весь фильм болеть за индейца и считать его главным героем (как это и было в книге), то можно ощутить, как будто фильм завершается хеппи-эндом. Но это какой-то больно горький хеппи-энд. Даем тебе другой лайфхак: легче всего с самого начала болеть за медсестру Милдред Рэтчед.
5. «Молчание ягнят» (1991)
Самый харизматичный злодей в истории кинематографа. При этом Энтони Хопкинс и не старается специально понравиться зрителю. У него просто получилось противоестественно притягательное зло. Как так вышло? А вдруг он и не притворялся?
Фильм «Молчание ягнят» у нас разобран по косточкам в отдельной статье.
4. «Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар» (1980)
Сопротивление предано и раздавлено, Люк остался без руки, а Хан Соло так и вовсе заморожен. Отличный финал для детской космической сказки. Может, надо было все так и оставить в итоге?
3. «Темный рыцарь» (2008)
Формально говоря, все процедуры по насильственному установлению добра соблюдены. В финале злодеев настигла кара, мирный город спасен, только цена за это уплачена слишком уж большая. И никто более не считает Темного Рыцаря всадником добра. Добро стало токсичным активом.
2. «Джокер» (2019)
Вне зависимости от того, как именно ты трактуешь события «Джокера», на победу добра рассчитывать не приходится. Да оно здесь ни разу не попадает в кадр! Видимо, бюджета фильма на показ добрых людей не хватило, только на злых.
1. «Бойцовский клуб» (1999)
Злой гений доводит свой злой гениальный план до самого конца. И это не какой-то там карикатурный комикс, а настоящий революционный план по апгрейду мирового политического строя до уровня «анархия». Чисто технически победа зла здесь абсолютна. Но мы вовсе не обязаны считать его злом, заметь. Именно поэтому «Бойцовский клуб» и по сей день бесит многих ненавистников.
Часть 2. НАШЕ КИНО
Мы не зря говорили выше, что голливудский кинематограф всегда из последних сил тянулся к хеппи-энду. Потому, например, в европейском или отечественном кино победившее зло найти будет проще.
Другое дело, концовки такого рода фильмов не всегда тяготеют к однозначности. Возьмем, например, советские фильмы про Великую Отечественную войну: самый отчаянный из героев традиционно погибал в финале. Но стоит ли считать, что в итоге победило зло? Ведь Гитлер в итоге все равно был повержен, да и в самом фильме герой погибает, но дело его живет!
Или другой пример — «Калина красная» Василия Шукшина, где зло настигает в финале главного героя, но дни зла сочтены, само злодейство бесцельно и саморазрушительно.
Тем не менее некоторые из любимых нашим народом фильмов с победившим злодеем MAXIM решился вспомнить и назвать.
«Чапаев» (1934)
У советской детворы была одна мечта — чтобы вдруг откуда-то появилась новая концовка саги о Чапаеве. Где он переплывает Урал, вытирает насухо шашку и подмигивает в камеру. Такого Чапаева так и не сняли.
«Убить дракона» (1988)
Картина вышла на экране в те годы, когда СССР вдруг начал бороться с драконом внутри себя. И в какой-то момент победил — во многом благодаря таким фильмам, как этот. Жаль, но победа оказалась кратковременной, как показали события последующих десятилетий.
«Десять негритят» (1987)
Советская экранизация романа Агаты Кристи была первой в истории кино, где финал не разукрасили хеппи-эндом. Да-да, в импортных кинопостановках «Негритят» парочка молодых влюбленных в итоге одолевала коварного злодея!
«Жестокий романс» (1984)
«Ну так не доставайся же ты никому!» — чисто русский финал, где нет места волшебным воскрешениям. В советском кино нет места спасительным роялям в кустах! Разве что цыгане на нем будут исполнять финальный музыкальный номер.
«Дурак» (2014)
Отчаянные похождения честного, но не очень смекалистого слесаря-сантехника, который пытается спасти целый дом со всеми его жителями. Только весь город настроен против него. В отличие от русских сказок, здесь дурачок так и не поборет чудо-юдо.
«Левиафан» (2014)
Суровая северная драма, где все хорошее умирает на глазах, а все плохое дает всходы на гнилой и мерзлой почве возле Баренцева моря. Шедевр мизантропического жанра. Хотя некоторые заявляют, что в России такое снимать проще простого. С таким аргументом трудно спорить…