Каждый год кинокритики выбирают лучший фильм, причем этот выбор не всегда совпадает с тем, кому достается «Оскар». Аналитический агрегатор Metacritic составил беспристрастный список самых популярных фильмов за последние 17 лет, сложив баллы, которые давали картинам самые авторитетные критики из разных стран.
2000 год: «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»
Оценка критиков: 93/100
Оценка зрителей: 8,1/10
История о двух воинах, отправившихся на поиски заколдованного меча, пропитанная восточной философией и эффектными кунгфу-поединками, произвела фурор на Западе и принесла режиссеру Энгу Ли четыре «Оскара», в том числе как «Лучший фильм на иностранном языке».
Критики: «Захватывающий и элегантный фильм от режиссера мирового класса Энга Ли» (Rolling Stones).
2001 год: «Властелин колец: Братство кольца»
Оценка критиков: 92/100
Оценка зрителей: 9,1/10
Первая часть трилогии Питера Джексона, снятой по самому популярному фэнтези-роману ХХ века «Властелин колец», снискала поклонников во всем мире, получила множество наград, а некоторые даже рассмотрели в ней злободневный политический подтекст: светлые силы сравнивали с американскими войсками, сражающимися с терроризмом (в лице орков) на Ближнем Востоке.
Критики: «Лучший фильм со времен первых «Звездных войн» (The New York Post).
2002 год: «Унесенные призраками»
Оценка критиков: 96/100
Оценка зрителей: 9/10
Философская анимационная драма Хаяо Миядзаки собрала рекордные 200 млн долларов еще до начала проката в США. Ее высоко оценили даже те зрители, которые не любят аниме.
Критики: «Самая глубокая и мистическая история, которую мы когда-либо видели» (The New York magazine).
2003 год: «Властелин колец: Возвращение короля»
Оценка критиков: 94/100
Оценка зрителей: 9,1/10
Последняя часть трилогии о Кольце Всевластия и о героях, взявших на себя бремя спасения Средиземья, поразила зрителей широтой эпической фантазии режиссера Питера Джексона и заработала 11 «Оскаров».
Критики: «Как и все великие истории, фильм оставляет зрителя с чувством, что чудеса возможны, а мечты осуществимы» (Chicago Tribune).
2004 год: «На обочине»
Оценка критиков: 94/100
Оценка зрителей: 9,1/10
Фильм, пятикратно номинированный на «Оскар», получил премию за адаптированный сценарий, основанный на одноименном романе Рекса Пиккета. Историю о двух друзьях-мужчинах за сорок, путешествующих по виноградникам Калифорнии и рефлексирующих о собственной жизни, сравнивают с европейским авторским кино.
Критики: «Смешная до истерики и в то же время меланхоличная комедия» (The Hollywood Reporter).
2005 год: «Лучшие годы молодости»
Оценка критиков: 88/100
Оценка зрителей: 8,6/10
История итальянской семьи Карати в период с 1966 по 2003 год завоевала более 20 национальных и международных наград и приз Каннского кинофестиваля.
Критики: «Увлекательная история, полная нюансов и сложностей, оставляет послевкусие, как добротный роман XIX века» (The New York Times).
2006 год: «Лабиринт фавна»
Оценка критиков: 98/100
Оценка зрителей: 8,7/10
На Каннском кинофестивале трагичную сказку Гильермо дель Торо наградили 22-минутными аплодисментами.
Критики: «Изумительное сочетание атмосферы сказки и политики» (Village Voice).
2007 год: «Рататуй»
Оценка критиков: 96/100
Оценка зрителей: 8,6/10
Анимационную картин о крысе Реми, мечтающей стать шеф-поваром, назвали «фильмом о поиске смысла жизни».
Критики: «Шеф-повар Pixar использовал правильные ингредиенты, чтобы создать атмосферу, которая понравится вашей внутренней Джулии Чайлд» (Variety).
2008 год: «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
Оценка критиков: 97/100
Оценка зрителей: 8/10
История о двух румынских студентках, одна из которых собирается делать нелегальный аборт (аборты были запрещены правительством Николае Чаушеску), была выдвинута на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Картина, которая задумывалась режиссером Кристианом Мунджиу сатирической лентой, превратилась в пронзительную драму.
Критики: «Ужасающе натуралистичная хроника последствий жизни в тоталитарном государстве, от которой невозможно отвести взгляд» (Entertainment Weekly).
2009 год: «Повелитель бури»
Оценка критиков: 94/100
Оценка зрителей: 7/10
История об американских саперах в Ираке была воспринята зрителями как откровение, и фильм получил шесть «Оскаров», в том числе и за лучшую режиссуру.
Критики: «Фильм о том, что даже в аду нужны герои» (Time).
2010 год: «Социальная сеть»
Оценка критиков: 95/100
Оценка зрителей: 8,3/10
История создания Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и ее основателя Марка Цукерберга, причем молодой изобретатель предстает в образе злого гения. Но тем не менее зрители ему сопереживают и симпатизируют.
Критики: «По силе воздействия „Социальную сеть“ можно сравнить с „Гражданином Кейном“. Оба фильма о человеке, меняющем общество и подчиняющем технологии своей воле» (The Washington Post).
2011 год: «Развод Надера и Симин»
Оценка критиков: 94/100
Оценка зрителей: 8,9/10
Фильм об иранской паре, решившей развестись, стал первым фильмом иранского режиссера, получившим премии «Золотой глобус» и «Оскар».
Критики: «Тонкая драма, которая задевает глубинные струны души» (The AV Club).
2012 год: «Цель номер один»
Оценка критиков: 95/100
Оценка зрителей: 6,8/10
История одной из операций спецслужб США по поимке Усамы бен Ладена, основанная на реальных событиях, часто воспринимается как документальное кино. И это заслуга как режиссера Кэтрин Бигелоу, так и исполнительницы одной из главных ролей Джессики Честейн.
Критики: «Режиссеру удалось почти три часа рассказывать историю, конец которой всем известен, так, что захватывало дыхание» (The Guardian).
2013 год: «12 лет рабства»
Оценка критиков: 96/100
Оценка зрителей: 8/10
Провокационная картина режиссера Стива Маккуина на самую болезненную для США тему — настоящая хроника страданий, снятая очень по-эстетски. Фильм получил три «Оскара», в том числе и за режиссерскую работу.
Критики: «Гениальность фильма в беспристрастном изображении разъедающего душу зла» (The New York Times).
2014 год: «Отрочество»
Оценка критиков: 100/100
Оценка зрителей: 7/10
Проект, снимавшийся на протяжении 12 лет, позволил проследить развитие ребенка с момента рождения до подросткового возраста. В кадре — взросление, жизнь родителей и изменения окружающего мира в целом.
Критики: «Невероятный прорыв в кинематографе. Гениален и режиссерский замысел, и игра актеров» (The Telegraph).
2015 год: «Кэрол»
Оценка критиков: 95/100
Оценка зрителей: 8/10
Драма об отношениях взрослой женщины и юной девушки в 50-е годы ХХ века становится незаурядной благодаря игре Кейт Бланшетт и Руни Мары.
Критики: «Романтическая история, которая благодаря мастерству режиссера Тодда Хейнса вскрывает нутро, как самая отточенная бритва» (The Telegraph).
2016 год: «Лунный свет»
Оценка критиков: 99/100
Оценка зрителей: 7,8/10
История жизни подростка из неблагополучного района Майами стала зрительским фаворитом и прошлогодним лауреатом «Оскара», обойдя маститых режиссеров и их творения.
Критики: «Режиссер словно бы вырвал фильм из глубины своего сердца» (The New Yorker).
2017 год: «Фантастическая женщина»
Оценка критиков: 97/100
Оценка зрителей: 9,1/10
Главной героине трансгендеру Марине приходится пережить череду унижений после того, как ее обвиняют в смерти возлюбленного Орландо.
Критики: «Шокирующая и сюрреалистичная, но в то же время добрая картина» (The Hollywood Reporter).
2018 год: «Рома»
Оценка критиков: 96/100
Оценка зрителей: 8,9/10
Фильм Альфонсо Куарона, собравший богатый урожай наград, в том числе три «Оскара», критики объявили классикой еще до премьеры и наперебой сравнивали его с «Амаркордом» Феллини и «Фанни и Александром» Бергмана. Это неспешная история жизни обычной мексиканской семьи в середине 1970-х, и самое большое развлечение рядового зрителя — угадать, в ком из мальчишек Куарон выписал самого себя.
Критики: «Интимная семейная драма Альфонсо Куарона представляет собой триумфальное сочетание трагедии, комедии и абсурда» (The Guardian).
2019 год: «Джокер»
Оценка критиков: 94/100
Оценка зрителей: 9,6/10
Классическая история о злодее из комиксов про Бэтмена, снятая под неожиданным углом, стала одним из самых обсуждаемых фильмов года, а роль главного героя принесла Хоакину Фениксу многочисленные победы на всех киноконкурсах, от Премии британских актеров до «Оскара».
Критики: «Джокер» — самый спорный студийный фильм года, но эта ревизионистская драма — исключительная в своем жанре. По сути «Джокер» придал второе дыхание начинающему изживать себя жанру «фильмы, снятые по комиксам» (IndieWire).
2020 год: «Джентльмены»
Оценка критиков: 90/100
Оценка зрителей: 8/10
2020-й год стал годом отмены громких и вообще любых премьер, так что по сравнению со всеми предыдущими годами новых картин вышло в разы меньше. Но и среди них попались достойные. Например, успевший вскочить в последний перед всемирным локдауном Гай Ричи со своими «Джентльменами» — историей о ловком американском дельце Мики Пирсоне и приключениях (и злоключениях) его наркобизнеса в чопорной Англии.
Критики: «Возможно, фильм не принесет Гаю Ричи много новых фанатов, но для тех, кто уже настроен на дерзкую волну режиссера, „Джентльмены“ — идеальная работа» (Rotten Tomatoes).