В фильме братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» критики и зрители практически единогласно признали лучшей сцену, в которой кинопродюсер, чья студия снимает фильм об Иисусе Христе, приглашает представителей разных конфессий, чтобы посоветоваться с ними о сценарии и видении Бога. В реальной киноиндустрии так, по всей видимости, никто не делал, поэтому иногда выход очередной картины на библейскую тематику сопровождался анафемой. Мы нашли семь фильмов, которые разочаровали папу римского как зрителя.
«Страсти Христовы»
Фильм вышел в 2004 году и стал скандальным еще до начала проката. Картина Мела Гибсона повествует о последних 12 часах жизни Иисуса Христа до его распятия, причем снял Гибсон подробную, почти дословную экранизацию Евангелия.
Тем не менее религиозные организации были возмущены смелостью и даже наглостью режиссера. По их мнению, фильм недостаточно мистичен и изобилует кровавыми натуралистическими сценами. Больше всего верующим не понравилось, что Сын Божий показан как обычный человек. За две тысячи лет Иисус стал мифологическим героем, утратив человеческие черты. Кто же будет любить Бога, который выглядит как бородатый тракторист из деревни Нижние Конечности?
Еще больше фильм не понравился еврейским сообществам. Они обвинили Гибсона в антисемитизме и клевете на евреев. Хотя вроде логично, что в древней Иудее жили как раз евреи, поэтому было бы странно, если бы Христа распял кто-то другой.
Зато картина понравилась американской церкви. Они выкупали целые кинозалы, чтобы их прихожане в большой братской компании посмотрели «Страсти Христовы» одними из первых. В итоге фильм установил рекорд на тот момент: за первые пять дней проката при бюджете 25 миллионов он собрал 125,2 миллиона долларов, обогнав даже «Властелин колец: Возвращение короля». А общие сборы составили более 600 миллионов долларов.
«Последнее искушение Христа»
Несмотря на то что в начале фильма зрителей сразу предупреждают, что картина не претендует на правдивость и тем более не является экранизацией Евангелия, церковь негодовала. Да так, что кинодрама с бюджетом в 6,7 миллиона долларов получила самую грандиозную бесплатную пиар-кампанию года. Большинство кинотеатров США отказались показывать фильм. Но «Последнее искушение Христа» все-таки окупилось.
Церкви не понравилось, что Христос в фильме — человеческий сын, а не Божий. А настолько вольная трактовка Нового Завета — ересь и богохульство. И Мария Магдалина изображена проституткой, которая неустанно принимает одного клиента за другим и даже, кажется, получает от этого удовольствие. В конце фильма вообще показан ужас какой-то, после которого папа легко мог бы подавиться попкорном: Иисус и Мария Магдалина оказываются любовниками. И к этому пиру возмутительных фактов присоединился актер Уиллем Дефо. Ранее он в основном играл злодеев, а здесь — Христа. Ничего святого!
Когда стало известно, что фильм покажут на Венецианском кинофестивале, проповедники Джерри Фалуелл и Дональд Уилдмон вместе с режиссером Франко Дзеффирелли организовали прямо-таки антихристианскую истерию. Считается, что именно благодаря нездоровой инициативе этой святой троицы прокат фильма сопровождался беспорядками и акциями протеста. А в Денвере хулиганы проникли в кинотеатр (в обход кассы, разумеется) и украли копию фильма.
Православная церковь подключилась к всеобщей истерии в 1997 году, когда НТВ показал фильм в эфире. Да еще в Страстную пятницу. В 2012 году депутат партии ЛДПР Александр Старовойтов потребовал у Генпрокуратуры РФ проверить картину на экстремистские сцены. Ничего такого в «Последнем искушении Христа» не нашли.
«Аватар»
В отличие от большинства картин из этого списка, «Аватар» подвергся критике уже после успеха. Церковь нашла к чему придраться. После этого зритель, который никогда бы не увидел в фильме никакой ереси, искал библейские темы в каждом кадре.
Например, планету Пандору обвинили в том, что она жалкий клон библейского рая. Мол, там царит полная гармония: животные, драконы (мы не уверены, что они тоже животные), растения и люди (о'кей, почти люди) кружат в счастливом хороводе, живут на седьмом небе, понимая друг друга с полуслога… А в центре этого безобразного плагиата — Древо Жизни под названием Эйва. И разве не понятно, что оно практически как Ева, которая из Библии. Слишком много совпадений, решили в Ватикане, и осудили.
Официальное издание Ватикана «L'Osservatore Romano» («Римский обозреватель») опубликовало резкую критику в адрес «Аватара». «Сюжет избитый», «нет настоящих человеческих эмоций»… А в конце Римская католическая церковь пожурила режиссера, что он выкинул 300 миллионов долларов на полную ерунду, в то время как в мире столько нуждающихся в помощи храмов.
«Код да Винчи»
Пожалуй, следующий фильм после «Последнего искушения Христа», который удостоился почти такого же внимания со стороны религиозных общин.
Не сюжет, а кошмарный сон папы римского! Мария Магдалина была любовницей Христа и родила от него дочку. И их потомки живут до сих пор. Кому только могло такое в голову прийти? (Вопрос риторический. Пришло это в голову, как всем известно, Дэну Брауну, по чьему роману был снят фильм.)
Во многих странах фильм пытались запретить. Можно ли придумать лучшую рекламу? При этом в самых католических странах мира — Италии и Испании — он собрал рекордную кассу на то время. В России особо активные верующие требовали расценивать показ «Кода да Винчи» как «особую форму духовного геноцида народов России». Это не помешало ему собрать в стране более 11 миллионов долларов, а во всем мире — почти 800 миллионов.
«Прометей»
Фильму досталось за то, что он затронул тему происхождения человека. Ватикан уверен, что с этим все давно понятно, а какие-то новые, еще даже более бредовые, чем в Библии, версии нужно было закончить выдвигать сразу после смерти Дарвина. В газете «L’Osservatore Romano» была опубликована полная негодования статья. Создатели «Прометея» не имели права играть на вечной борьбе добра со злом и поднимать тему бессмертия, возмущался автор, который, как и все в этом издании, говорил от имени всей католической церкви. В конце он подытожил: картину не стоит смотреть настоящему католику.
«Эта замечательная жизнь»
Главный герой, замученный буднями и бесконечными проблемами, решается на самоубийство. Непременно в Рождество. Небеса, чтобы предотвратить смертный грех, отправляют ему на выручку единственного свободного ангела-хранителя, который настолько криворукий, что даже не заслужил крылья.
В 1946 году, когда вышел фильм, с точки зрения церкви это был слишком смелый сюжет. Создателей обвинили в богохульстве и кощунственной интерпретации мифов из Библии. Мол, ангелы-хранители невидимы, а вы сказки сочиняете!
Последние несколько десятилетий этот фильм в канун Рождества в обязательном порядке показывают почти все телеканалы США, совсем как у нас «Иронию судьбы».
«Ной»
Даррен Аронофски решил, что хватит уже бичевать Христа, и снял фильм о другом важном религиозном деятеле, который пользуется меньшим вниманием современников — Ное. Церковь засучила рукава и стала гуглить синонимы слова «возмущение».
В фильме намеренно не называют бога Богом. Здесь он Творец. Таким образом, создатели рассчитывали избежать гнева религиозных организаций, но получился обратный эффект. Протест у религиозных деятелей вызвало также то, что Всемирный потоп изображается в фильме наказанием людям за потребительское отношение к природе, а не за человеческие грехи.
Фильм сразу запретили в Катаре, Малайзии, Индонезии, Бахрейне и ОАЭ. Что неудивительно, ведь в исламе изображать святых запрещено (ветхозаветный Ной пользуется уважением не только у христиан и иудеев, но и у мусульман).
В официальной газете Ватикана вышла статья, в которой было столько гнева и негодования в адрес фильма, что читатель не сразу понимал, какой фильм таким количеством помоев обливают и на что бежать покупать билет. И это при том, что папа римский Франциск встречался с Расселом Кроу, исполнившим главную роль, и благословил фильм.
Если тебе это не смешно, почитай наш сборник анекдотов про религию и церковь. Очень поучительно!