Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Американская история ужасов»: все сезоны от худшего к лучшему

Каждый из десяти сезонов «Ужасов» — самостоятельная, обособленная история. Все они очень разные, и ты не обязан смотреть их подряд. Это же классно!

67

Если вкратце, то «Американская история ужасов» — это амбициозная и нахальная попытка телеканала FX исчерпать хоррор-жанр до дна. Выпить из него всю кровь, как вампир, чтобы последователям ничего не осталось.

Эмма Робертс в девятом сезоне сериала «Американская история ужасов»
Эмма Робертс в девятом сезоне сериала «Американская история ужасов» попала в эпицентр слэшера

К примеру, если идет сезон про прóклятый дом, то будь уверен: в нем будут использованы абсолютно все штампы хоррор-фильмов про прóклятые дома. А также все пародии на штампы. И пародии на пародии. И как вишенка на торте — что-нибудь такое, чего нам вечно не хватало в фильмах про одержимые домишки.

Желание напихать в каждый сезон как можно больше мыслимых и немыслимых деталей приводит к тому, что порой начинает казаться, будто ты смотришь изощренную комедию. На самом деле «Американская история ужасов» — совсем не комедия. Это праздник зла.

В обзор мы не стали включать спин-офф под названием «Американские истории ужасов», который начал выходить в 2021 году. Потому что там показывают все то же самое, что в основном сериале, только для школьников и очень тупо, невыносимо тупо.

10-е место. Сезон VII: «Культ» (2017)

Открывает наш список самая слабая история на ночь. Как нетрудно догадаться из названия, седьмой сезон посвящен теме культов — религиозных и преступных. Для США с их давними традициями, мифами и реальными Чарльзами Мэнсонами — тема богатая.

Нам показывают, как бы мог зародиться, развиваться и завоевывать современную Америку клан под управлением харизматичного безумного гуру. Конспирация, интриги, убийства и полный контроль над членами секты, даже над теми, у которых есть мозги и деньги.

Однако авторы этого эпизода увлеклись не столько культом, сколько Америкой. Тебя ждут бесконечные политические дискуссии, суета вокруг избрания Трампа, синхронные пощечины и либералам, и нацистам, плюс экскурсы в историю феминистического движения. Из-за всех этих политинформаций собственно на хоррор времени не остается.

Единственное, что спасает «Культ» от бесполезности, — душевные реконструкции ряда исторических событий, включая ту же резню клана Мэнсона и массовый суицид в Гайане.

Эван Питерс в «Культе». Как и актриса Сара Полсон, Эван играет во всех эпизодах «Американской истории ужасов» различных персонажей. Лишь в девятом сезоне они оба отсутствуют.
Эван Питерс в «Культе». Как и актриса Сара Полсон, Эван появляется во всех эпизодах «Американской истории ужасов», играя различных персонажей. Лишь в девятом сезоне они отсутствуют

9-е место. Сезон VIII: «Апокалипсис» (2018)

Единственный не совсем честный сезон «Американской истории ужасов»: он не столько окунает тебя в новую историю, сколько пытается закрыть хвосты от предыдущих сезонов. Этот сезон не имеет смысла смотреть в том случае, если не видел первый и третий.

Тем не менее поначалу кажется, что перед нами самостоятельная глава, на этот раз в жанре постапокалипсиса. Ядерная война превратила жизнь на Земле в пепел и пыль. Горстка самых странных персонажей получает билеты в бункер, который больше похож на фашистский монастырь, чем на убежище из игры Fallout.

Половину сезона ты наблюдаешь злоключения выживальцев. И как раз в тот момент, когда они вконец тебе надоедают, сериал переворачивается с ног на голову и начинается самое интересное.

Если пережить первую половину сезона, то понимаешь, что он хорош в итоге. Только будут твориться очень странные дела: многим актерам пришлось играть по два-три персонажа, что порождает странные коллизии на экране.

Без актрисы Кэти Бэйтс «Американская история ужасов» потеряла бы половину своего инфернального обаяния.
Без актрисы Кэти Бэйтс «Американская история ужасов» потеряла бы половину своего инфернального обаяния

8-е место. Сезон IX: «1984» (2019)

Да не обманет тебя название: «1984» вовсе не имеет в виду Оруэлла. Это экскурс в эпоху расцвета слэшеров, когда в мире хорроров царили «Хэллоуин», «Мой кровавый Валентин» и «Кошмар на улице Вязов». Отметим особенное сходство со «Спящим лагерем» 1983 года.

Стилизация просто чудесная: аэробика, смешные майки, телепередачи и прически, сплошной Билли Айдол в саундтреке. Не оторваться! И на фоне всего этого — резня в летнем лагере.

В сезоне лишь одна проблема: в нем девять серий. И уже к шестой или седьмой действо начинает приедаться, как надоела в свое время бесконечная «Пятница, 13-е».

Лесли Гроссман в роли экстремально странной начальницы пионерлагеря.
Лесли Гроссман в роли экстремально странной начальницы пионерлагеря

7-е место. Сезон I: «Дом-убийца» (2011)

Стартовый сезон «Американской истории ужасов» прекрасен всем, за исключением сущей мелочи. Через несколько лет вышел сериал «Призраки дома на холме» ровно о том же, но еще лучше.

В типовой завязке нам показывают, как молодая и на первый взгляд преуспевающая семья въезжает в купленный за полцены роскошный особняк. Скоро вокруг них потекут реки крови, и с каждой серией глубина погружения в ад будет нарастать!

Несмотря на робкую пробность сезона, здесь никто особенно не расшаркивается. Саспенса с мясом хватит всем. И здесь является увядающая, но мощная актриса Джессика Лэнг, которая станет главной роскошью сериала на ближайшие несколько сезонов.

Джессика Лэнг прославилась у нас после проката «Кинг-Конга и «Тутси». В «Американской истории ужасов» у неё открылось второе дыхание… или четвертое. Или вообще это не она, а призрак.
Джессика Лэнг прославилась у нас после проката «Кинг-Конга и «Тутси». В «Американской истории ужасов» у нее открылось второе дыхание… или четвертое. Или вообще это не она, а призрак

6-е место. Сезон IV: «Фрик-шоу» (2014—2015)

Не стоит напрягать фантазию, чтобы представить происходящее. Все очевидно, так как в четвертом сезоне выдается обещанное в названии: добро пожаловать в цирк уродцев. Клоуны, микроцефалы, психи, циркачки трагической судьбы, отсылки к фильму 1932 года «Уродцы» — все это в изобилии. И даже больше: будут еще и концертные номера под песни Дэвида Боуи.

Что касается сюжета, интриг и твистов, то «Фрик-шоу» по этой части крайне прост, самый незатейливый из всего альманаха «Американская история ужасов». Зато атмосферы и китча хоть ложкой черпай и кровью приправляй.

Саре Полсон досталась роль-мечта любого актёра — сиамские близнецы с одной физиономией, но совершенно несовместимыми характерами.
Саре Полсон досталась роль-мечта любого актера — сиамские близнецы с одинаковыми физиономиями, но совершенно несовместимыми характерами

5-е место. Сезон X: «Двойной сеанс» (2021)

В тот самый момент, когда даже фанаты стали поговаривать, что сериал истощился, он внезапно нас удивил. Смог-таки!

Начнем с того, что юбилейный (и ковидный) десятый сезон не обманывает в названии — там и впрямь спрятаны два разных фильма. Первые пять серий «Красного прилива» посвящены новой вампирской мифологии — справляются ладно, но без особых откровений.

А вот в истории «Долина смерти» (серии с 6-й по 10-ю) сценаристы оттянулись по полной. Они взяли все мало-мальски затасканные городские легенды про заговоры спецслужб, про НЛО, про полет на Луну и даже про смерть Мэрилин Монро, распотрошили, перемешали и склеили заново. Получился эпический хоррор-миф, за которым хочется следить с поросячьим восторгом.

Нил Макдонаф в роли Дуайта Эйзенхауэра, он не черный и не белый — он черно-белый, как и половина десятого сезона
Нил Макдонаф в роли Дуайта Эйзенхауэра. Он не черный и не белый — он черно-белый, как и половина десятого сезона

4-е место. Сезон VI: «Роанок» (2016)

Может показаться, что сериал вновь вернулся к теме проклятых домов. К счастью, сезон не об этом. Это жестокая насмешка над паранормальными телешоу и хоррор-фильмами жанра «найденная очень страшная видеосъемка черно-белой трясущейся камерой».

Главные герои вселяются в колониальный дом трудной судьбы, после чего им начинают докучать трудные соседи и трудные призраки.

Сюжет рассказывается нелинейным образом, что поначалу смущает зрителя. Затем становится понятно, ради чего авторы городили столь странный сценарий, после чего смущение зрителя нарастает еще сильнее. В хорошем смысле.

Ах да, Леди Гага обещается в титрах, но тут ее совсем чуть-чуть. Разговаривают о ее персонаже больше, чем показывают.

Самые разнообразные медсестры составляют важную часть мифостроения «Американской истории ужасов».
Самые разные медсестры составляют важную часть мифостроения «Американской истории ужасов»

3-е место. Сезон III: «Шабаш» (2013—2014)

Третий сезон погружает нас в долгую и грязную историю отношений между различными кланами американских ведьм. Заодно сценарий преподносит нам концепт некой школы ведьм для девочек, которая походит на уменьшенный и оскверненный Хогвартс.

К счастью, дело не ограничивается рамками сериала «Леденящие душу приключения Сабрины» (хотя сходств больше, чем достаточно). Нас ждет интриганство с бесконечными слоями обмана да неизбежные бесконечные убийства из далеко не светлых побуждений.

Впечатления не портит даже постоянное проталкивание идей феминизма во все дыры. В конце концов, пусть ведьмы веселятся, если нам интересно на это смотреть.

За колдуньями следует приглядывать особенно внимательно, так как они к нам еще вернутся в следующих сезонах.
За колдуньями следует приглядывать особенно внимательно, так как они к нам еще вернутся в следующих сезонах

2-е место. Сезон II: «Психбольница» (2012—2013)

Во втором сезоне столкнулись две амбиции. Первая: авторы явно хотели целиком покрыть и закрыть тему психбольниц. Вторая: сценаристы решили, что только санитаров и психов для шоу маловато. Поэтому призвали в «Психбольницу» на помощь всех: маньяков, инопланетян, демонов и даже нацистских докторов.

Как результат, на экране творится самый настоящий дурдом. Сюжет бросает из холода в жар, из экзистенциальной драмы в фантастический нонсенс, и все это развалилось бы, если б не спасительная игра Джессики Лэнг, Лили Рэйб и Сары Полсон.

С учетом смелости замысла и героической реализации — твердое второе место среди всех сезонов «Американской истории ужасов». Тебе будет мрачно.

Лили Рэйб в «Американской истории ужасов» достаются самые экстравагантные роли. Которые, видимо, неудобно было предложить кому-то еще.
Лили Рэйб в «Американской истории ужасов» достаются самые экстравагантные роли, которые, видимо, неудобно было предложить кому-то еще

1-е место. Сезон V: «Отель» (2015—2016)

Бенефис Леди Гаги. Причем поначалу кажется, что ей предоставили роль повелительницы духов и вампиров чисто мебели ради. Однако довольно быстро Гага почувствовала вкус крови, и уже концу сезона понимаешь, что без нее он бы потерял половину шарма. В итоге Леди Гага получила «Золотой глобус» за роль темной владычицы отеля.

В центре повествования то ли прóклятый отель, то ли отель для прóклятых, в котором происходят самые недозволительные и непотребные кровавые вещи. При этом мир снаружи не подозревает об этом и даже не ищет сгинувших жертв. А ведь людишки пропадают в гостинице в самом центре Лос-Анджелеса целыми пачками!

Эта история о гламурной стороне тьмы. О том, как бы себя чувствовали среди убийц и мертвецов люди из шоу-бизнеса, кино, модельного бизнеса и просто шальные богемные наркоманы.

Можно (и даже запросто) забыть сюжет этого сезона, но вряд ли забудется хоть один колоритный персонаж. Двух бесконечных ночей хватит, чтобы осилить пятый сезон целиком. Именно этим мы бы и занялись на твоем месте прямо сегодня.

Как и многие другие сезоны «Американской истории ужасов», «Отель» интересен тем, что переплетает надуманные мистические события с реальными историческими перипетиями, в основном убийственного толка.
Как и многие другие сезоны «Американской истории ужасов», «Отель» интересен тем, что переплетает надуманные мистические события с реальными историческими перипетиями, в основном убийственного толка
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения