Оскаровская программа в этом году состоит только из двух видов кинокартин. Фильмы, которые смотреть тяжело, но надо. И фильмы, которые смотреть тяжело, но и не надо.
Среди номинантов в категории «Лучший фильм» — ни одного блокбастера. Но это полбеды: «Оскар» ведь не под блокбастеры заточен. Беда, что почти нет ярких увлекательных драм, которыми и славится оскаровский формат.
Иными словами, смотреть в этом году нечего. Поэтому наш киночервь взял все картины, номинированные в категории «Лучший фильм», и заменил их на похожие, только гораздо более зрелищные.
Номинант № 1. «Отец»
Изумительно задуманная и сыгранная лента, больше похожая на депрессивный телеспектакль. «Отца» крайне трудно заставить себя смотреть, еще труднее заставить себя досмотреть. Старческий маразм уничтожает мозг героя Энтони Хопкинса, и от этого жутко дурно и отцу, и всему его семейству.
Замена: «Простая история»
И в самом деле простая история. Про не совсем вменяемого старикашку, который садится на газонокосилку (!), дабы проехать сотни миль, чтобы навестить увядающего брата. Единственный воистину добрый фильм Дэвида Линча.
Номинант № 2. «Иуда и черный мессия»
Реальный случай из файлов спецслужб США 60-х. Драма об агенте ФБР, которого внедрили под прикрытием в организацию черных экстремистов «Черные пантеры». Чисто американская история, которую среднему русскому зрителю до конца не переварить.
Замена: «Отступники»
Главный победитель «Оскара» в 2007 году. Леонардо Ди Каприо, Мэтт Деймон и Джек Николсон в триллере Мартина Скорсезе о тревожной работе под прикрытием. Возможно, лучший фильм на эту тему, когда-либо снятый в Голливуде, пусть даже это ремейк гонконгского боевика.
Номинант № 3. «Минари»
Снятый в Америке фильм о быте южнокорейских мигрантов в Калифорнии 80-х годов. Житуха у них тяжкая: денег нет, вечно болеют и старики, и дети, не растет кокос. Мы удивимся, если ты — целевая аудитория этой картины.
Замена: «Паразиты»
Ответ, что называется, лежит на поверхности — просто пересмотри черную криминальную комедию «Паразиты», что собрала все награды 2019–2020 годов. Если же «Паразиты» ты и так наизусть помнишь, отличной заменой могут стать «Магазинные воришки», которые близки по духу, однако пришли к нам из Японии.
Номинант № 4. «Земля кочевников»
Роуд-муви про американских бомжей. Фрэнсис Макдорманд играет обнищавшую пенсионерку, которая на последние деньги покупает трейлер и колесит на нем по стране.
Замена: «Капитан Фантастик»
Другой фильм о бегстве от цивилизации и выживании вдали от привычных американских благ и ценностей. Разочарованный в капитализме Арагорн… то есть персонаж Вигго Мортенсена, учит жить свою дружную семью по законам джунглей (как их представляет себе начитанная интеллигенция). Очень бодрый и мотивирующий анархический манифест.
Номинант № 5. «Манк»
Стилизованная под черно-белое ретро биография сценариста фильма «Гражданин Кейн». Дэвид Финчер выдал тотально нехарактерное для себя кино — усердно красивое, но дико монотонное, а главное, малопонятное даже тем, кто в теме. А кто не в теме, тем вовсе лучше не пробовать.
Замена: «Бартон Финк»
Чернушная комедия братьев Коэнов о писателе-драматурге, который согласился сочинить сценарий для Голливуда «золотой эпохи». На дворе 1941 год, и легкая на первый взгляд работенка превращает мир вокруг сценариста в сюрреалистический балаган.
«Бартон Финк» — один из тех фильмов, где суть сюжета в корне меняется в последнем кадре. У нас целая подборка подобных историй.
Номинант № 6. «Девушка, подающая надежды»
Крайне неуютный триллер о студентке, которая стала свидетелем насилия. С тех пор всю жизнь страдает и вынашивает мстительные планы.
Замена: «Запрещенный прием»
Экспериментальная работа режиссера Зака Снайдера про девиц, запертых в сумасшедшем доме, где они вынуждены держать оборону от насильников и мерзавцев. Чтобы выстоять перед злом, им приходится время от времени перемещаться в мир грез, больше похожий на видеоигры. «Запрещенный пример» провалился в прокате, и все же в нем таится нечто притягательное, чтобы пересматривать хотя бы раз в несколько лет.
Номинант № 7. «Звук металла»
Независимое кинополотно про барабанщика постхардкор-группы, который начинает глохнуть. А музыканты не любят, когда они глохнут, вот он и мечется в поисках то нового места в жизни, то панацеи от болезни. Кино добротное, но до зубовного скрежета простое и предсказуемое.
Замена: «Одержимость»
Тоже независимая драма про ударника, которого однако преследует недуг иной природы — психологической. Он попадает под прессинг тирана-преподавателя джазового музыкального училища, и это пострашнее столкновения с бульдозером. Намного страшнее, поверь. У «Одержимости» три «Оскара», между прочим.
Номинант № 8. «Суд над чикагской семеркой»
Кино тараторкина Соркина, то есть два с лишним часа непрерывного чеса языком. Все как обычно, многим это очень даже по душе, Соркин и впрямь талантище. Тема тараторок — неправедный суд против антивоенных активистов Чикаго по делу 1968 года. Тема и впрямь во многом актуальная для нынешней России. Но ответь, где нынешняя Россия, и где нынешний Соркин — он вообще не другой планете проживает!
Замена: «12 разгневанных мужчин»
Сюжет про 12 разгневанных присяжных стал уже классическим, и его где только не экранизировали, сам Никита Михалков свою версию снял. Точкой отсчета и пиком по сей день остается версия Сидни Люмета 1957 года. Кипучий детектив, все действие которого происходит в одной комнате с давно не кормленными и не выспавшимися мужиками.