Понятное дело, что не все самые днищенские фильмы, снятые советским кинопромом, дожили до наших дней. Многие не просто забыты, а и вовсе стерты с лица планеты. Мы будем писать лишь о тех, которые все еще значатся в каталоге «Кинопоиска». А значит, их кто-то помнит и не любит.
MAXIM так и поступил. 1. Залез в базу «Кинопоиска» 2. отфильтровал все советское. 3. Нашел фильмы с самыми низкими оценками при не менее 500 проголосовавших.
Мы нарочно усложнили задачу и отобрали для списка исключительно картины, снятые до 1990 года, ибо в последние два года существования Советского Союза наше кино вошло в глубокий штопор. Ругать фильмы 1990–1991 годов даже как-то неспортивно, все равно что мертвую лошадь пинать.
7-е место. «Лунная радуга», 1983
Режиссер Андрей Ермаш, в ролях Василий Ливанов, Владимир Гостюхин, Юрий Соломин, Игорь Старыгин.
Экранизация страшно популярной у советских школьников и студентов научно-фантастической эпопеи Сергея Павлова. События разворачиваются в недалеком будущем, где Солнечная система уже освоена человеком, но несет неприятные и загадочные сюрпризы.
Говорят, что режиссер Ермаш по большому блату (его отец был председателем Кинокомитета СССР) выбил на проект самых топовых актеров — уровня Ливанова и Соломина. Только вот картине это отнюдь не помогло. Получилась настолько невзрачная чепуха, что многие любители книги даже и не узнали, что фильм «Лунная радуга» вышел на киноэкраны. Хотя те, кто этот фильм ждал, сидя как на иголках, получили еще большую моральную травму и завидовали тем, кто такого позора не видел.
Андрей Ермаш явно рвался снять свой «Солярис», да забыл впопыхах, что ему 26 лет и он не Тарковский. «Лунная радуга» — один из тех провалов, которые до сих пор не могут простить советскому кинематографу наши книголюбы.
6-е место. «Пришла и говорю», 1985
Режиссер Наум Ардашников, в ролях ролях Алла Пугачева, Людмила Дороднова, Борис Моисеев, Илья Резник.
Мегахит горбачевской эпохи в невероятно востребованном в СССР жанре — фильм-ревю. Фильм-ревю — это как мюзикл-лайт. Интеллектуалы морщились, а обыватели на такое валом валили и заказывали повторы на Новый год по Первому (и единственному) каналу.
На «Пришла и говорю» пришли и молчали 33 миллиона зрителей. Они были в восторге. Зато эта бессвязная нарезка из танцулек и концертных выступлений Пугачевой была проклята критиками: профильные киножурналы назвали его самой скверной картиной года.
Губит картину и то, что 1985-й — это уже конец золотой пугачевской эпохи, почти все лучшие песни позади, а на дворе сплошь скука, усталость и новомодный убогий синтезаторный саунд.
5-е место. «Нейлон 100%», 1973
Режиссер Владимир Басов, в ролях Леонид Куравлев, Римма Маркова, Нина Крачковская, Владимир Басов.
Творческое фиаско всенародного любимца Басова. Задумывалось как сатирический мюзикл о дефиците. На выходе же наблюдался холостой боекомплект скетчей, связанных с историей о нейлоновой шубке, которая стремительно меняет хозяев. Не фильм, а набор фатально унылых баек о барыгах и стяжателях. С невыносимыми песнями в нагрузку.
Басов эти снял песни и пляски на костях советского мещанства по мотивам новеллы ныне забытого сатирика «Крокодила» Самуила Шатрова. Шатров — этакий едкий и не особенно остроумный пост-Зощенко. В 1973 году вся страна поняла, что комедии Басов снимать не умеет.
4-е место. «Крестьянский сын», 1975
Режиссер Ирма Рауш, в ролях Сергей Куракин, Георгий Бурков, Наталья Гореванова, Вячеслав Глушков.
После фильмов «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители» и «Свой среди чужих, чужой среди своих» советские экраны наводнили «истерны» — зажигательные приключенческие ленты про Гражданскую войну. Не всем повезло быть удачными. «Крестьянский сын», возможно, наихудший представитель этого непозорного патриотического жанра.
Безобразно сляпанный и насквозь вторичный фильм о крестьянах-партизанах, в котором даже музыка Артемьева повторяет саундтрек «Своего среди чужих». Образец из рук вон паршивой советской коммерции.
3-е место. «Координаты смерти», 1986
Режиссеры Самвел Гаспаров и Суан Тиан Нгуйен, в ролях Александр Галибин, Бао Вьет, Юрий Назаров.
Самое первое кино советско-вьетнамского производства. Даже не ведая сюжет, можно догадаться, что в нем. Наш ответ американскому мерзавцу Рэмбо, который за год до этого рассказал с экрана о своих вьетнамских приключениях.
Фильм «Координаты смерти» повествует о героической дружбе советских и вьетнамских граждан в самый разгар войны, когда американская военщина минирует все моря и океаны вокруг молодой республики. По идее — отличный задел для военной драмы или батального боевика. Но тут что-то пошло не так.
«Апокалипсис» если и случился, то не сейчас. Вместо него — аляповато дешевая поделка с советскими спецэффектами и вьетнамским бюджетом, видимо.
Википедия пишет, что режиссер Гаспаров, вернувшись из Вьетнама, смог на гонорар купить в «Березке» видеомагнитофон. Это единственное, что имело смысл во всем этом нелепом кинопроекте.
2-е место. «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита», 1985
Режиссер Владимир Латышев, в ролях Зиновий Гердт, Михаил Данилов, Иван Краско.
Да, необходимо сделать скидку на то, что это не совсем кино. Даже совсем не кино, а телеспектакль. Только это совсем не оправдывает качество конечного продукта. Ведь уж что-что, а мощные телеспектакли в СССР ставить умели. Да они в большинстве случаев выходили лучше кинофильмов! Но не в этот раз.
Безобразно скомканный, лишенный какого-то бы то ни было шарма и смысла пересказ Толкина неспособен спасти даже всемогущий Зиновий Гердт.
Впрочем, есть один плюс: фильм идет 1 час 5 минут. На всю историю! У Питера Джексона за это время Бильбо не успел бы даже зубы почистить и пиццу в микроволновке для гномов разогреть.
1-е место. «Русский сувенир», 1960
Режиссер Григорий Александров, в ролях Любовь Орлова, Андрей Попов, Павел Кадочников
Жирная агиткомедия, далекий предок недавнего унтер-треша «Крымский мост. Сделано с любовью!». Проект блистает дном уже на стадии пересказа сюжета.
В ледяной Сибири с медведями аварийно садится самолет, набитый иностранцами. Среди которых миллионер, писатель, религиозный деятель, итальянская аристократка и далее по списку. Побродив по берегам Байкала и Москве, они возвращаются на свою капиталистическую Родину просветленными и вдохновленными.
«Русский сувенир» даже на фоне вечной александровской агитки «Цирк» выглядит полоумной коммунистической матрешкой. Здесь сезон года меняется в каждом следующем кадре. А концентрация клюквы нарастает нескончаемо — не пропусти цыган-строителей ГЭС с музыкальным номером.
Зритель на эту пургу не клюнул, фильм шел в пустых залах, после чего его убрали в архивы и больше в советские времена оттуда не доставали. Дабы не позориться.
Нынче его не трудно найти поглядеть, но это на твой страх и риск, мы умываем руки.